активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся в процессе внеурочной деятельности обучающихся | Сорвачёв иван Геннадьевич. Работа №148501
Автор: Сорвачёв иван Геннадьевич
В статье описывается опыт внеурочной деятельности по предметам "История" и "Обществознание" Сорвачёва ивана геннадьевича, учителя истории и обществознания ГОУ РК "школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Ухты Республики Коми
Активизация познавательной и творческой деятельности во внеурочной деятельности по предмету «История»
Мой педагогический опыт учителя истории дает возможность сделать вывод о том, что внеклассная работа по истории способствует развитию у обучающихся интереса к изучению предмета и активизирует их познавательную деятельность. Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание.
Во внеклассную работу я вовлекаю детей на основе свободного выбора.
Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы. Этот принцип в значительной мере определяет ее содержание и методы.
Внеклассная работа предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.
Внеклассная работа может протекать в разных формах. В своей педагогической деятельности я использую: кружковую форму, индивидуальную форму, организую массовые мероприятия (вечера, конференции, дискуссии, дебаты, встречи с интересными людьми, декады истории и обществознания, олимпиады, конкурсы, туристические походы, экскурсии по историческим местам, экскурсии в музеи и т.д.)
Во внеклассной работе нужны и массовые формы, и кружковые, и индивидуальные.
Очень важно для педагога знать мотивы участия обучающихся во внеклассной работе. Какие силы влекут их в необязательные для них занятия?
Результаты проведённых педагогами-психологами мониторингов, показывают, что прежде всего обучающиеся участвуют во внеклассной работе потому, что их влечет непосредственный познавательный интерес, возможность удовлетворить природную пытливость, проявить свою активность, коллективизм.
Готовя любое внеклассное мероприятие, я руководствуюсь следующими целями:
повышать интерес
обучающихся
к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а так же активизации познавательной деятельности;
формировать и развивать образовательные компетенции
обучающихся
;
способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы обучающихся;
дать возможность
обучающимся
ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал;
формировать мировоззрение
обучающихся
, патриотические чувства, развивать творческие способности.
Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по истории.
Важным компонентом в процессе учебной деятельности обучающихся является их участие во внеклассной работе. Как говорит пословица: « С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса; поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся способствует совершенствованию методов обучения как на уроке, так и во внеурочной работе.
Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат философские взгляды Сократа, Пифагора и других.
Интересные суждения об активизации познавательной деятельности можно найти в работах чешского ученого Я.А. Коменского, швейцарского ученого И.Г. Песталоцция, французского философа Ж.Ж. Руссо, русского ученого К.Д. Ушинского и т.д.
К.Д. Ушинский писал, что «… ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способность самостоятельно без учителя приобретать новые познания»
Разработкой методов активизации познавательной деятельности занимались и советские педагоги С.Т. Шацкий, Г.Т. Яговицкий, Д.Н. Богоявленский, А.М. Матюшкин и т.д.
В 60-х–70-х годах XX века в советской педагогике и психологии начинает более широко разрабатываться идея проблемного обучения как средства активизации познавательной деятельности обучающихся, т.к. сущность проблемного обучения состоит в том, что обучающиеся под руководством учителя принимают активное участие в решении новых для них познавательных и практических проблем, при этом обучающиеся решают их главным образом самостоятельно.
Суть активизации познавательной деятельности обучающихся заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных проблем, она состоит в активизации их мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
Каким же образом в своей практической деятельности я использую теоретические аспекты об активизации познавательной деятельности обучающихся в их внеклассной работе? Об этом и пойдет речь дальше.
Выше было сказано, что формы внеклассной работы по истории весьма разнообразны, но содержание их должно быть проникнуто определенной целью: активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать интерес к истории, формировать личность, способную решать жизненно-важные задачи, быть достойным гражданином и патриотом своей Родины.
Возьмем кружковую работу. Как правило, в Совет музея и группу «Поиск» приходят те, кто проявляет интерес к истории и краеведению. Сегодня занятия посещают 7 человек. Задача учителя удержать их не принуждением, а интересом к решению определенной проблемы. Начав в своё время с деятельности директоров нашего интерната, мы расширили проблематику, сначала отследили работу руководителей всех учреждений интернатного типа Ухты, а, затем, приступили к исследованию деятельности других общеобразовательных школ города. И поставили цель: отследить работу директоров всех учебных заведений Ухты.
Все собранные ребятами данные обрабатывались и в конечном итоге это привело к написанию исследовательских краеведческих работ.
Работая над данными темами, у всех ребят значительно вырос интерес к расширению и углублению исторических знаний, активизировалась их познавательная деятельность, укрепилась вера в свои силы и способности; они получили навыки архивной и исследовательской работы, расширился их кругозор, появился опыт публичного выступления перед аудиторией. Я вижу, как «растёт» вера в себя у таких ребят, как Гоша Худаев, который в своё время считался в классе «отверженным». Его победа на 22-й конференции «Отечество-Земля Коми», стремление успешно выступить и в Москве повысило его рейтинг в классе, уже второй триместр он выходит «хорошистом»!
Ребята группы «Поиск» стали активнее на уроках истории, с удовольствием участвовуют в предметных декадах. Кроме того, в процессе решения проблемы, обучающиеся показали, что в их деятельности четко прослеживались этапы продуктивной деятельности: проблемная ситуация – проблема – поиск способов решения – решение проблемы. Были отмечены у обучающихся элементы новизны, эмоционального изложения добытого материала, а также формирование внутренней мотивации в более глубоком изучении истории.
Среди обучающихся оказалось много желающих повышать свою правовую культуру и правовые знания.
Весьма позитивно зарекомендовали себя классные часы и семинары по правовой тематике («Твои права и обязанности», «Права ребенка во взрослом мире», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Права ребенка в семье» и т.п.).
Важное место среди активных форм занимают деловые и ролевые игры. В рамках декады мы проводили ролевую игру «Суд чести», «Выбираем профессию: кем быть?» и другие.
Участие в этих мероприятиях позволило обучающимся расширить правовые знания, научиться сопереживать, помогать друг другу, чувствовать ответственность за себя и друзей.
В музее «боевой, трудовой Славы и истории школы-интерната № 2» мы проводим с обучающимися Уроки Мужества
Каждый такой урок способствует формированию мужества и патриотизма, гражданственности; развитию интереса у обучающихся к истории страны; способствует укреплению связи старшего и нынешнего поколения.
Тематика Уроков мужества весьма разнообразна: а цель одна: воспитание патриота и гражданина. К подготовке и проведению таких занятий я постепенно привлекаю самих детей, воспитателей, других педагогов. По мере взросления детей меняются формы и методы проведения Уроков мужества: от простых бесед, утренников я перехожу к дискуссиям, встречам за круглым столом, дебатам. Весьма удачно, на мой взгляд, прошла встреча нескольких поколений педагогов: 40-х – 70-х – 80-х годов и современного поколения, на которой рассматривались вопросы: «Как не любить нам эту землю?»; «Может ли быть современный молодой человек настоящим патриотом своей Родины?»
Данное мероприятие показало, что мы растим настоящих патриотов, граждан, о чем свидетельствовали искренние выступления ребят. Тематика Уроков мужества, проводимых мною очень разнообразна. Например:
«История нашего края в истории страны»;
«Рат
ные страницы истории России
»;
«Ухта в годы войны
»;
«Говорят улицы
, дома и площади нашего города» и
т.п.
Я считаю, что системная и постоянная работа по проведению Уроков мужества (как правило, такие уроки проводятся во внеурочное время), способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.
Во внеклассной работе я широко использую такой вид активизации познавательной деятельности, как игры. Игра, одна из уникальных форм, позволяющая сделать интересной и увлекательной работу обучающихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных шагах по изучению истории. Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных как на уроке, так и во внеурочное время.
Игра объединяет эмоциональные и рациональные виды деятельности. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир. Эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции обучающихся.
Функции игровой деятельности: развлекательная, коммуникативная, самореализация, игротерапевтическая, межнационально-коммуникативная и др.
Целевыми ориентациями игр являются: дидактическая, развивающая, воспитательная
В свое время А.С. Макаренко говорил, что «игра без усилий, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». К проведению любой игры готовятся и дети, и я сам. Со школьниками 5-6 классов я провожу исторические игры-загадки, викторины, разгадывание кроссвордов, головоломок, решение простейших исторических задач, игры-путешествия, с ребятами 7-9 классов я провожу деловые, ролевые игры, задания узнай историческую личность и т.п.
Игра – одно из средств и условий развития интеллекта обучающихся. «Вся его жизнь – это игра, - писал А.С. Макаренко. – У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь»
Это высказывание А.С. Макаренко актуально и сейчас. Именно игра вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь обучающихся интересным содержанием, дает возможность самореализовать себя как личность, активизирует их познавательную деятельность.
Конечно, в одном выступлении нет возможности раскрыть в полной мере свой опыт внеклассной работы по истории. И всё-таки «бегущей строкой» хочется вспомнить о таких видах внеклассной работы как:
Походы п
о родному краю
;
Экскурсии в музеи и по ист
орическим местам города, Республики
, России;
Олимпиады, конкурсы, викторины, турниры;
Презентации «Я познаю мир» (по исторической тематике) и т.д.
Мой опыт внеклассной работы по истории доказывает, что она является одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся.
Я убежден в том, что настоящим учителем истории становится тот, кто в своей работе умело сочетает урочную и внеурочную работу, тем самым помогая обучающимся стать личностью, патриотом свой Родины, сформировать активную жизненную позицию, развить социально-образовательные компетенции.