Активизация речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста | Вильмон Надежда Валентиновна. Работа №239425
Автор: Вильмон Надежда Валентиновна
тема раннего развити детей очень популярна, и проблема речевого развития детей 1.5-3 лет продолжается оставаться наиболее актуальной. поэтому, чем раньше начать занятия по активизации речевой деятельности, тем больших успехов можно добиться в работе.
Активизация речевой деятельности детей
раннего дошкольного возраста
Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема речевого развития детей 1,5-3 лет продолжает оставаться наиболее актуальной. Многие дети к 3 годам не только не обладают достаточным словарным запасом, но и просто не говорят, что не соответствует возможностям ребёнка этого возраста. Поэтому, чем раньше начать занятия по активизации речевой деятельности тем больших успехов можно добиться в работе.
Речевое подражание-это воспроизведение ребёнком вслед за говорящим произнесённых им звуков, слов, фраз. Это основной приём развития речевой активности детей в период раннего дошкольного возраста.
Выделяют несколько этапов развития речевого подражания:
Повторение отдельных зву
ков, несущих смысловую нагрузку.
Повторение аморфных слов (грамматически неизменяемые слова-корни:
му-му
, мяу-мяу)
Повторение слов.
Повторение коротких фраз.
Обычно процесс подражания развивается спонтанно, однако его можно стимулировать в ходе специально организованных игр и занятий, в повседневной жизни при рассматривании тематических альбомов, во время чтения детских стихов, загадок, пения песен. Например,
Ходят часики вот так: Молоко давать готова
Тик-так, тик-так! Деткам маленьким ….Корова.
Далее хотелось бы познакомить специально разработанной подборкой стихов известной детской писательницы Татьяны Андреевны Шорыгиной «Для самых-самых маленьких слушателей». Тематическое содержание стихотворений отвечает основным программным требованиям к развитию речи детей раннего возраста, придерживается системы и последовательности (от простого к сложному).
Стихотворения разбиты на четыре самостоятельных блока:
Звукоподражания.
Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мя-у»!
Игрушечные животные.
Для игрушечного мишки
Сшили тёплые штанишки!
Домашние животные
.
Козочка смелая-
Острые рожки!
Козочка белая-
Быстрые ножки!
Л
есные животные.
Зайчик по лесу прыг-скок,
Спрятался он под кусток.
Сидит зайка под кустом,
Куст для зайца—это дом!
Именно в этой последовательности дети знакомятся с лексическим материалом. Методические рекомендации к каждому разделу содержат наиболее важные советы по ознакомлению малышей с материалом стихотворений.
Можно почитать малышам стихи Марины Дружининой, «Голоса животных». После чтения, спросить ребёнка, как говорит животное (птица), попробовать рассказать стихотворение вместе, привлекая его произнести звукоподражание. Например,
Шел козлёнок по дорожке,
У него устали ножки,
Закричал козлёнок: Ме-е-е,
Постелите коврик мне!
Можно использовать разработки Елены Янушко. Её книги ставят своей целью «разговорить» ребёнка, описывают занятия и специальные приёмы, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми.
На память также приходят хрестоматийные строки из поэзии А. Барто. Например: «Наша Таня громко плачет…». Легко вспоминаются и яркие примеры из народного творчества: «Гуси-гуси! Га-га-га...»
В работе с малышами я также использую готовые карточки-подражалки и цепочки-подражалки на вызывание звуков и звукоподражательных слов. Картинки вместе с представлением о предмете несут представление о слове, т.к. её рассматривание всегда сопровождается практическим действиями ребёнка: словом взрослого, чтением литературного произведения, постановкой вопросов.
Таким образом, использование дидактического материала на развитие речевого подражания способствует активизации речевой деятельности детей раннего возраста, развитию голоса и артикуляционного аппарата, расширению и углублению знаний и представлений об окружающем мире. Одновременно обогащается пассивный словарь, который в дальнейшем переходит в активный.