Активизация словаря младших дошкольников. Презентация опыта работы.

Автор: Ударцева Елена Алексеевна

                                                                                                        Если в мире есть вещи

                                                                                       Достойные названия  «чудо»,    

                                                                                       То слово, бесспорно, первая,

                                                                                 И самая чудесная из них.

                                                                                                                Лев Успенский

 

Расширяя кругозор детей , педагог общается с ребенком посредством слова. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Это обусловлено рядом  негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-ухудшение состояния здоровья детей;

-существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

Одна из основных линий развития мышления ребенка, связанная с усвоением речи - формирование обобщений. Как правило  , обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове. Способности обобщения придавал огромное значение Л.С. Выготский. Первые слова ребенка-это своего рода обобщения целого ряда предметов или явлений на основании единичных , часто самых неожиданных признаков.

 становится самым  важным в организации воспитательно-образовательного процесса. Все выше сказанное обусловило выбор темы работы.

 Цель данной работы : Формировать полноценный лексический запас , соответствующий возрастным особенностям детей. Побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства , стимулировать к использованию развернутой речи.

Свою работу я начала ,  приняв группу детей в возрасте до двух лет .

Играя и общаясь с малышами , я увидела ,что многие дети затрудняются называть окружающие предметы ,их признаки, у некоторых детей речь практически отсутствовала.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования  в своей работе я придерживалась основных направлений развития ребенка : социально-коммуникативного,познавательного,речевого,художественно-эстетического. Использовала определенные формы работы, соответсвующие каждому виду деятельности.

Первоначально особое внимание уделялось формированию словарного запаса у детей.

Наиболее доступной понятной, яркой, эмоциональной для детей раннего возраста стал малый фольклор. Фольклор издавна хранит в себе всю прелесть русских традиций. Его используем во всех режимных моментах (во время умывания «Водичка, водичка, умой мое личико). Перед сном(«баю-баю-баиньки прилетели заиньки»).На прогулке, музыкальной ,физической деятельности (пестушки, хороводные, подвижные игры)

Приобщение детей к фольклору , используя его в повседневной жизни, позволяет  реализовать творческую индивидуальность, формирует словарный запас ребенка, вводит его в мир чувств и эмоциональных открытий.

С детьми младшего дошкольного возраста продолжаю работу по активизации ,закреплению и обогащению словаря.Свою деятельность с детьми я реализовывала в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Учитывала возрастные , индивидуальные особенности детей.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во время утреннего приема обращаю внимание какое настроение у детей, используя словесные  эмоциональные игры «Солнышко», «Улыбнись».Закрепляем  слова о понятиях«Семья», «Дом»при помощи дидактических игр. Дети здороваются друг с другом, играя в пальчиковые игры«Друзья», «Пальчики встретились».

Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику ,связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью друг к другу и взрослым(«Помоги другому», «Что сначала, что потом»).

На прогулке в процессе наблюдения за природой по возможности активизируем разные анализаторы, обозначаем словом отдельные ощущения детей(снег белый ,холодный, мокрый).Использование подвижных игр «Догони и повтори», «Кто какой?»способствовало активному употреблению детьми в своей речи глаголов и прилагательных.

Во время подготовки к обеду вместе с детьми расставляем и рассматриваем посуду, называем ее форму, окраску, рисунок, материал из которого она сделана. Читаем стихи , загадки о посуде, сказку К.И.Чуковского « Федорино горе». Узнаем посуду по форме, изображенной на слайдах.

Огромное значение для активизации и обогащения словаря младших дошкольников имеет предметно-пространственная развивающая среда. Как заметила в свое время Е.И.Тихеева «В пустых стенах ребенок не заговорит».Насыщая групповое пространство, я  предусматривала, чтобы дети могли удовлетворять свои жизненные потребности в познании, общении и движении. Познавательно-речевой центр «Словечко»,где подобран речевой материал. Дидактические игры, мозаика, пазлы  непринужденно развивают и активизируют словарь ребенка. Центр книги- особо выделенное место, где ребенок, самостоятельно может выбрать книгу и рассмотреть ее в спокойной обстановке, а в центре изобразительной деятельности выразить свои впечатления от общения с книгой. Разноцветные мячики в центре физического развития закрепляют понятие цвет, способствуют веселому общению детей в подвижной игре.

Огромную роль в активизации и обогащении словаря детей играет семья. Для родителей создан раздел  на моем персональном сайте, проводились родительские собрания, викторины, беседы. Вместе с родителями дети выполняли творческие задания : изготовление поделок, выполнение поручений (например, нарисовать предметы, сходные по значению (стул, табурет, скамейка)). Дети создавали свои первые энциклопедии, которые включали в себя иллюстрации знакомых слов.

После проведенной работы в процессе я наблюдения за детьми я увидела положительный результат. Речь детей стала разнообразной .В общении друг с другом дети используют вежливые слова. Активно употребляют глаголы,  прилагательные, наречия.

 

Развитие словаря ребенка должно идти в тесной связи с развитием мышления. Живые наблюдения, игры, прогулка дают детям обширный круг наглядных представлений. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x