Активные формы взаимодействия детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте по ФГОС ДО. ☼
Автор: Шишкова Ирина Владимировна
Активные формы взаимодействия детского сада с родителями
детей в дошкольном возрасте по ФГОС ДО.
Формы взаимодействия дошкольных учреждений с родителями
разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация
выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному
участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях:
индивидуально и с коллективом родителей.
Как мы уже говорили, задачами детского сада являются: установление
единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей,
изучение и распространение передового опыта семейного воспитания,
ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Следовательно, формами взаимодействия детского сада с родителями детей в
дошкольном возрасте будут являться:
Традиционные формы работы;
Нетрадиционные формы работы.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены
временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города,
но и страны. К ним относятся:
1. Презентация детского сада
Поступление ребенка в детский сад – очень важный момент для каждой
семьи. Презентация детского сада – это праздник знакомства новый детей и
их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по
которым работает детский сад. Основная задача – с первых мнут общения
вызвать у ребенка радость, сформировать в сознании родителей
положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на
взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга.
2. Родительские собрания
Одна из наиболее традиционных форм взаимодействия с родителями. Их
целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической
культуры родителей.
Правила проведения родительского собрания:
- родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За
две недели до собрания вывести в вестибюле объявление с указанием
темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей
буклеты с кратким содержанием собрания
- предложить родителям приготовить выступление на определенную
тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, педагогов,
работающих с детьми, чтобы придать собранию значимость.
- общение должно носить неформальный характер. Родители на
собрании – активные участники и партнеры в обсуждении проблемы.
- педагоги группы должны с уважением относиться к родителям,
принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.
- обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с
родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации
планов развития ребенка.
3. Семинары и консультации для родителей
Цель семинара и консультации – повышение педагогической грамотности
родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение
проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их
тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и
интересы. Их цель помочь родителям в разрешении сложных педагогических
ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребенка.
4.Наглядный материал
Наиболее важным в информационно-просветительском взаимодействии с
родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это
могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки,
внутренняя газета детского сада, стенгазета.
5. Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она
может использоваться как самостоятельно, так и в сочетани с другими
формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании,
консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу
воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим
вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует
тематику и структуру беседы.
6. Посещение семьи
Целью посещения семьи может быть поддержка успехоы ребенка, развитие
контакта с семьей, изучение опыта семейного воспитания или совместное
обсуждение значимых для семьи и детского сада служат материалом для
проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими
членами семьи.
7. Дни открытых дверей – это форма взаимодействия с родителями. В
этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои
достижения. Родители знакомятся со службами дошкольного
образовательного учреждения; программой его развития и образовательной
программой, в соответсвии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с
детьми, а также включаются в разнообразную совсемтную с детьми
деятельность.
День открытых дверей актуален в начале цикла взаимодействия
детского сада и семьи.
1. Переписка педагогов и родителей
Очень часто родители спешат на работу, вечером торопятся домой и
поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается. В таких
условиях единственной возможностью общения со специалистами
становится письменная форма диалога – записка, личный блокнот (тетрадь),
письмо, благодарственное письмо, открытка. Письменное обращение
гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ
педагога при этом более точен и конкретен, обращен к самой семье.
9.Анкетирование
Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным
вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому
коллективу получить наиболее полную информацию по определенным
вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую
работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает
родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои
педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком.
Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского ада, у такой
формы взаимодействия с родителями есть плюсы:
- быстрое получение информации по какой-либо проблеме;
- достоверность информации;
- возможность охватить всех родителей.
Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье,
запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об
особенностях ребенка, о готовности родителей взаимодействовать с
педагогами по тем или иным вопросам воспитания.
В анкете обязательно должны присутствовать:
- вежливое обращение к родителям
- краткое вступление с обозначением цели анкетирования;
- вопросы, при необходимости варианты ответов на них;
- благодарность за взаимодействие в конце анкеты.
Нетрадиционные формы работы – новые формы работы, которые
помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от
того, как складывается взаимоотношения взрослых в этом процессе.
Результат воспитания может быть успешным только при условии
равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают
одних и тех же детей. К нетрадиционным формам относятся
1. Конкурсы и проекты
Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить
взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать
педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения
конкурсов является соревновательный дух. При подготовке конкурса
необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри,
критерии оценки, награждение победителей.
Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены
родителями в виде стенгазеты в холле, выставки и др.
2. «Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов
обсудить с родителями актуальные вопросы воспитания.
На заседании «круглого стола» приглашаются родители, письменно или
устно, выразившие желание учувствовать в обсуждении той или иной другой
темы со специалистами.
3. Деловые игры
Нет конкретной узкой направленной схемы проведения деловых игр. Все
зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова: 1) подготовительный этап, который
включает в себя определенные цели, задачи игры, организационные правила,
регламентирующие ход игры, выбор действующего лица в соответствии с
ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования
2) ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры
необходимых правил и действий.
3) итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных
навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх
могут распределяться по-разному.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
4. «Клубы» (семейные)
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для
решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой
энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана
на добрвольных началах.дети приобретают в семейных клубах ценный опыт
общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых
позициях.
При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех
взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее
ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к
практическому действию.
5. Вечера вопросов и ответов
Специфическая особенность клубных встреч. Они могут быть однотемными
и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой
концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным
вопросам, которые носят дискуссионный характер. Роль вечеров вопросов и
ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не
только в самих ответах, но также и в форме проведения этих вечеров. Они
должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и
педагогов, как уроки педагогических раздумий.
6. «Встречи-знакомства» - это встречи, целью которых является
разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и
знакомство с педагогами, воспитывающими ребенка в детском саду.
7. Праздники в детском саду
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение
его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими
людьми, в первую очередь с родителями. Такие контакты помогают
установить семейные праздники в детском саду.
Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи
воспитанников, педагогов по случаю какого-либо события.
Организация семейных праздников – одна из важнейших форм
сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение
следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей;
развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональное
состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения
семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов