Активные формы взаимодействия детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте по ФГОС ДО.

Автор: Шишкова Ирина Владимировна

Активные  формы  взаимодействия  детского  сада  с  родителями 

детей в дошкольном возрасте по ФГОС ДО.

Формы  взаимодействия  дошкольных  учреждений  с  родителями 

разнообразны:  живое  слово,  показ  воспитательной  работы,  организация 

выставок, педагогических  библиотечек, привлечение родителей к активному 

участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: 

индивидуально и с коллективом родителей.

Как  мы  уже  говорили,  задачами  детского  сада  являются:  установление 

единства  в  воспитании  детей,  педагогическое  просвещение  родителей, 

изучение  и  распространение  передового  опыта  семейного  воспитания, 

ознакомление  родителей  с  жизнью  и  работой  дошкольного  учреждения. 

Следовательно, формами взаимодействия детского сада с родителями детей в 

дошкольном возрасте будут являться:

Традиционные формы работы;

Нетрадиционные формы работы.

Традиционными  формами  называют такие формы, которые проверены 

временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, 

но и страны. К ним относятся:

1.  Презентация детского сада

Поступление  ребенка  в  детский  сад  –  очень  важный  момент  для  каждой 

семьи. Презентация детского сада  –  это праздник знакомства новый детей и 

их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по 

которым  работает  детский  сад.  Основная  задача  –  с  первых  мнут  общения 

вызвать  у  ребенка  радость,  сформировать  в  сознании  родителей 

положительный  образ  детского  сада,  продемонстрировать  настрой  на 

взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. 

2.  Родительские собрания

Одна  из  наиболее  традиционных  форм  взаимодействия  с  родителями.  Их 

целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической 

культуры родителей.  

Правила проведения родительского собрания:

- родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За

две  недели  до  собрания  вывести  в  вестибюле  объявление  с  указанием 

темы,  даты  и  времени  его  проведения,  подготовить  для  родителей 

буклеты с кратким содержанием собрания

-  предложить  родителям  приготовить  выступление  на  определенную 

тему.  Организовать  присутствие  на  собрании  заведующего,  педагогов, 

работающих с детьми, чтобы придать собранию значимость.

-  общение  должно  носить  неформальный  характер.  Родители  на 

собрании – активные участники и партнеры в обсуждении проблемы.

-  педагоги  группы  должны  с  уважением  относиться  к  родителям, 

принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

-  обязательно  наличие  обратной  связи,  обсуждение  итогов  собрания  с 

родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации 

планов развития ребенка.

3. Семинары и консультации для родителей

Цель  семинара  и  консультации  –  повышение  педагогической  грамотности 

родителей  по  вопросам  воспитания  и  обучения  ребенка,  решение 

проблемных  вопросов,  активизация  педагогических  умений  родителей.  Их 

тематику  можно  определить,  проанализировав  родительские  потребности  и 

интересы. Их цель помочь родителям в разрешении сложных педагогических 

ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребенка.

4.Наглядный материал

Наиболее  важным  в  информационно-просветительском  взаимодействии  с 

родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это 

могут  быть  информационные  стенды,  буклеты,  листовки,  памятки, 

внутренняя газета детского сада, стенгазета.

5. Педагогические беседы с родителями

Это  наиболее  доступная  форма  установления  связи  педагога  с  семьей,  она 

может  использоваться  как  самостоятельно,  так  и  в  сочетани  с  другими 

формами:  беседа  при  посещении  семей,  на  родительском  собрании, 

консультации. 

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу 

воспитания,  способствовать  достижению  единой  точки  зрения  по  этим 

вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует 

тематику и структуру беседы.

6. Посещение семьи

Целью  посещения семьи  может  быть поддержка  успехоы ребенка, развитие 

контакта  с  семьей,  изучение  опыта  семейного  воспитания  или  совместное 

обсуждение  значимых  для  семьи  и  детского  сада  служат  материалом  для 

проектирования  последующих  взаимодействий  с  родителями  и  другими 

членами семьи.

7.  Дни  открытых  дверей  –  это  форма  взаимодействия  с  родителями.  В 

этот  день  коллектив детского  сада предъявляет  семьям  воспитанников свои 

достижения.  Родители  знакомятся  со  службами  дошкольного 

образовательного учреждения; программой его развития и образовательной 

программой,  в  соответсвии  с  которой  осуществляется  воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с 

детьми,  а  также  включаются  в  разнообразную  совсемтную  с  детьми 

деятельность. 

День  открытых  дверей  актуален  в  начале  цикла  взаимодействия 

детского сада и семьи. 

1.  Переписка педагогов и родителей

Очень  часто  родители  спешат  на  работу,  вечером  торопятся  домой  и 

поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается. В таких 

условиях  единственной  возможностью  общения  со  специалистами 

становится письменная форма диалога  –  записка, личный блокнот (тетрадь), 

письмо,  благодарственное  письмо,  открытка.  Письменное  обращение 

гарантирует  конфиденциальность  информации  о  проблемах  семьи.  Ответ 

педагога при этом более точен и конкретен, обращен к самой семье. 

9.Анкетирование

Одна  из  активных  форм  получения  и  обмена  информацией  по  разным 

вопросам  работы  детского  сада.  Анкетирование  помогает  педагогическому 

коллективу  получить  наиболее  полную  информацию  по  определенным 

вопросам,  проанализировать  ее  и  правильно  спланировать  дальнейшую 

работу  в  этом  направлении.  С  другой  стороны,  анкетирование  помогает 

родителям  серьезнее  задуматься  на  ту  или  иную  тему,  оценить  свои 

педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком.

Анкетирование  давно  и  прочно  вошло  в  работу  детского  ада,  у  такой 

формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

- быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

- достоверность информации;

- возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, 

запросах  и  ожиданиях  родителей  по  отношению  к  детскому  саду,  об 

особенностях  ребенка,  о  готовности  родителей  взаимодействовать  с 

педагогами по тем или иным вопросам воспитания.

В анкете обязательно должны присутствовать:

- вежливое обращение к родителям

- краткое вступление с обозначением цели анкетирования;

- вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

- благодарность за взаимодействие в конце анкеты.

Нетрадиционные  формы  работы  –  новые  формы  работы,  которые 

помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от 

того,  как  складывается  взаимоотношения  взрослых  в  этом  процессе. 

Результат  воспитания  может  быть  успешным  только  при  условии 

равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают 

одних и тех же детей. К нетрадиционным формам относятся 

1.  Конкурсы и проекты 

Проведение  разнообразных  конкурсов  позволяет  укрепить 

взаимодействие  детского  сада  с  семьями  воспитанников,  активизировать 

педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения 

конкурсов  является  соревновательный  дух.  При  подготовке  конкурса 

необходимо  определить  цель  проведения,  участников,  состав  жюри, 

критерии оценки, награждение победителей. 

Итоги  проведения  творческих  конкурсов  могут  быть  представлены 

родителями в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

2.  «Круглый стол» с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов 

обсудить с родителями актуальные вопросы воспитания.

На  заседании  «круглого  стола»  приглашаются  родители,  письменно  или 

устно, выразившие желание учувствовать в обсуждении той или иной другой 

темы со специалистами.

3.  Деловые игры

Нет  конкретной  узкой  направленной  схемы  проведения  деловых  игр.  Все 

зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная  структура  игры  такова:  1)  подготовительный  этап,  который 

включает в себя определенные цели, задачи игры, организационные правила, 

регламентирующие  ход  игры,  выбор  действующего  лица  в  соответствии  с 

ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2)  ход  игры,  заключающийся  в  выполнении  всеми  участниками  игры 

необходимых правил и действий.

3) итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью  деловых  игр  является  выработка  и  закрепление  определенных 

навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх 

могут распределяться по-разному. 

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

4.  «Клубы» (семейные) 

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для 

решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой 

энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана 

на добрвольных началах.дети приобретают  в семейных клубах ценный опыт 

общения  с  людьми  разных  характеров,  оказываются  в  разных  ролевых 

позициях.

При  проектировании  клубных  встреч  важно  обеспечить  единство  трех 

взаимосвязанных  моментов:  сообщение  определенной  информации  –  ее 

ценностная  интерпретация  –  побуждение  участников  встречи  к 

практическому действию.

5.  Вечера вопросов и ответов

Специфическая особенность клубных встреч. Они могут быть однотемными 

и  многотемными.   Вечера  вопросов  и  ответов  представляют  собой 

концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным 

вопросам, которые носят дискуссионный характер. Роль вечеров вопросов и 

ответов  в  вооружении  родителей  педагогическими  знаниями  состоит  не 

только  в самих  ответах, но  также  и  в форме проведения этих  вечеров.  Они 

должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и 

педагогов, как уроки педагогических раздумий.

6.  «Встречи-знакомства»  -  это  встречи,  целью  которых  является 

разностороннее  знакомство  семей  воспитанников  между  собой  и 

знакомство с педагогами, воспитывающими ребенка в детском саду.

7.  Праздники в детском саду

Важным  фактором  личностного  развития  ребенка  является  удовлетворение 

его  потребности  в  положительных  эмоциональных  контактах  с  близкими 

людьми,  в  первую  очередь  с  родителями.  Такие  контакты  помогают 

установить семейные праздники в детском саду.

Семейный  праздник  в  детском  саду  –  это  день,  объединяющий  семьи 

воспитанников, педагогов по случаю какого-либо события. 

Организация  семейных  праздников  –  одна  из  важнейших  форм 

сотрудничества  детей,  педагогов  и  родителей,  направленная  на  решение 

следующих  задач:  преодоление  препятствий  в  общении  взрослых  и  детей; 

развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональное 

состояния  и  чувства  детей;  приобретение  родителями  опыта  проведения 

семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x