Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СОВЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Автор: Резник Алена Анатольевна

Автор: Резник Алена Анатольевна
Одной из тенденций реформирования системы образования является расширение государственного общественного управления образовательными учреждениями. Что входит в Управляющий совет образовательных организаций. Какие есть полномочия управляющего совета.


Автор: Резник Алена Анатольевна

А.А.Резник, студент

Научный руководитель: И.С.Телегина, канд. пед. наук, доцент,

гижневартовск, Нижневартовский государственный университет

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СОВЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Сегодня в рамках модернизации системы образования активно проводится реорганизация сети образовательных учреждений с целью оптимизации современного образовательного пространства. Этот процесс в значительной степени затрагивает вопросы управления образовательной организацией. Учитывая актуальность этой проблемы для сферы образования рассмотрим некоторые проблемы в организации Управляющих советов в образовательных организациях

Одной из тенденций реформирования системы образования является расширение государственного общественного управления образовательными учреждениями, в котором выделяется его составляющая – Управляющий совет. Управляющий совет представляет собой коллегиальный орган управления, имеющий управленческие полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательных организаций. В настоящее время происходит расширение управленческих полномочий органа соуправления и самоуправления образовательных организаций, что оказывает воздействие на социальное партнерство и открытости образовательного пространства образовательных организаций.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 03.08.2018 № 329-ФЗ) уточняет основы деятельности Управляющего совета. Закон устанавливает, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Из чего следует, что директор образовательной организации должен принимать решение по стратегическому развитию в соответствии с мнением управляющего совета, в который входят как представители государства, так и представители родительской, ученической, местной общественности.

В Управляющий совет образовательных организаций входят:

1) неизбираемые представители от участников образовательного процесса, а именно:

- директор образовательной организации;

- делегируемый представитель учредителя;

2) избираемые представители от участников образовательного процесса, а именно:

- педагогические работники образовательной организации (четверть состава Управляющего совета);

- обучающиеся и их родители (либо законные представители) (не менее трети состава Управляющего совета);

- представители местного социума (культурной, деловой, научной общественности и др.);

- представители профсоюзных организаций;

- по желанию могут быть включены омбудсмены (защитники прав участников образовательного процесса);

Следовательно, структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенции Управляющих советов устанавливаются Уставом образовательной организации.

Полномочия Управляющего совета:

- разработка и утверждение программы развития образовательной организации;

- согласование планов и программ материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений образовательной организации;

- согласование мер по созданию в образовательной организации здоровых и безопасных условий обучения и воспитания обучающихся;

- представление публичного ежегодного отчёта о деятельности образовательной организации учредителю и общественности;

- определение общего порядка деятельности и координация деятельности в образовательной организации общественных объединений.

Управляющий совет вправе принимать решения при присутствии на нем не менее 2/3 членов совета. Решения принимаются простым большинством голосов.

Таким образом, исходя из представленного выше, можно утверждать, что эффективность деятельности образовательной организации напрямую зависит от эффективности работы Управляющего совета.

Итак, рассмотрим актуальные проблемы в организации Управляющих советов в образовательных организациях:

Первая проблема заключается в образовании структуры

Управляющего совета

.

Российская Федерация является многонациональной страной и большой по протяженности на географической карте. Поэтому структура Управляющего совета зависит от территориальной и национальной особенности региона. Например, в Санкт_Петербурге, Москве, Уфе, Владивостоке, Нижневартовске – это будут разные Управляющие советы. Даже в условиях проживания на одной территории города они будут различными. Поэтому создание Управляющих советов в научно-методической литературе представлено схематично и Управляющий совет должен быть создан для конкретной образовательной организации. Эффективность деятельности Управляющего совета зависит от его состава, где важными становятся не только профессиональные знания членов Управляющего совета, но и умение работать в единой команде. Каждый член Управляющего совета образовательной организации отвечает за свою деятельность и влияет на способность функционирования и развития образовательной организации. В состав Управляющего совета необходимо выбирать людей (юристов, экономистов, депутатов, культурологов и др.), которые могут помочь образовательной организации профессиональными знаниями. В Управляющий совет можно выбирать бывших выпускников, которые возвратились в образовательную организацию со своими детьми.

Итак, все заинтересованные лица, выбранные в Управляющий совет, образуют систему соуправления.

Второй проблемой в организации

Управляющих

советов в обр

азовательных учреждениях является порядок

его

формирования.

Нами были рассмотрены образовательные организации г. Нижневартовска получившие высокий рейтинг и наихудшие результаты рейтинга. В 2017 году школы Нижневартовска приняли участие в рейтинговании образовательных организаций Югры. Всего участниками стали почти 300 общеобразовательных организаций округа. По результатам независимой оценки гимназия №1 и средняя школа №2 заняли 2 и 3 место. Худшими школами города Нижневартовск стали средняя школа № 11, № 22 и др. В каждой из этих школ имеется локальный документ «Положение об Управляющем совете», в котором прописан порядок формирования Управляющего совета. Однако в образовательных организациях имеющих худший рейтинг, положения, описанные в локальном документе расходятся с реальным состоянием дел.

Порядок формирования Управляющего совета устанавливается актом образовательного учреждения с использованием процедуры выборов, назначения и кооптации и должен быть четко прописан. При этом возможно самовыдвижение членов Управляющего совета, в том числе и путем кооптации, нормативно закрепленной в Уставе образовательной организации или локальном нормативном акте данной организации. Под кооптацией понимается введение в состав Управляющего совета новых членов без проведения выборов, количество которых закреплено нормативным документом.

Руководитель образовательной организации (директор) должен обеспечить организационную помощь в проведении процедуры выборов членов в Управляющий совет. Например, предоставить помещение, оргтехнику, расходные материалы, работников для проведения выборов и т.д. Хотя список кандидатов в Управляющий совет может быть с использованием процедур выборов, назначения и кооптации, но необходимо учитывать желание кандидата принять участие в деятельности Управляющего совета.

Следующей проблемой

в организации

Управляющих

советов в образовательных учреждениях является

установление срока

его

полномочий

.

Изучение «Положений об Управляющем совете» различных образовательных организаций показало, что полномочия Управляющего совета организуется на разные сроки (от одного года до пяти лет). Исходя из изученной научной и методической литературы, приходим к мысли, что установление срока Управляющего совета должно основываться на результатах годового отчета о качестве образования и эффективности деятельности образовательной организации.

Наиболее важной проблемой в организации

Управляющих

советов в образовательных учреждениях является учет

его

компетенци

й

.

Управляющий совет создается для решения основных задач образовательной организации. По вопросам стратегического управления образовательной организации решения принимает Управляющий совет в целом.

Поэтому эффективность деятельности Управляющего совета находится в зависимости от индивидуальной инициативы и сопричастности его членов. Однако членам Управляющего совета не всегда хватает знаний о том, как устроена школа, как она функционирует, что такое образовательная программа и программа развития,  вопросы образовательной и финансовой политики и пр. Например, родители не понимают систему соуправления, так как большинство из них привыкли просто требовать. При отсутствии обширного обсуждения общественного заказа родителями и общественностью неосуществим подбор проектов и образовательных программ. Четкое описание компетенций Управляющего совета дает право окончательного управленческого решения, обязательного для исполнения руководителем и участников образовательной организации.

В настоящее время компетенции Управляющего совета имеют несистемный и хаотичный характер. Отсутствует система подготовки повышения квалификации представителей общественности, не разработаны программно-методические документы для членов Управляющего совета. Тем не менее в настоящее время существуют программы для отдельных членов Управляющего совета.

Таким образом, структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция Управляющих советов устанавливаются Уставом и другими локальными актами образовательной организации. Основной целью создания и деятельности Управляющего совета является эффективное функционирование и развитие образовательной организации. Изучение проблем в организации Управляющих советов в образовательных учреждениях нами были выделены проблемы в их структуре, порядке формирования полномочиях и компетенциях Управляющего совета.

 

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016). URL-адрес: http://минобрнаукиф (по состоянию на 01.10.2018)

2. Вдовина С.А., Вдовина Е.А. Качество образования как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 940-942.

4. Шимутина Е. Об Управляющих советах школ https://nra-russia.ru/glavnaya/roditelskaya-ekspertiza/upravlyayushhie-sovetyi/shimutina-elena-ob-upravlyayushchih-sovetah-shkol.html

5. Шобонов Н.А. Управляющий совет в общеобразовательной организации. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2017. – 58 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×