Статья АЛИШЕР НАВОИ - НАШ ВЕЛИКИЙ ПРЕДОК, НАША ГОРДОСТЬ И СЛАВА. Автор: Сайфиддинова Гулрух

Автор: Сайфиддинова Гулрух
Аннотация: Мазкур мақолада умумтаълим мактаблари, лицей, колледж ва олий таълим муассасаларида ўзбек адабиётини ўрганилиши борасида, жумладан буюк мутафаккир олим, давлат арбоби, шоир Алишер Навои ҳаёти ва ижодини ўрганилиши, унинг асарларидан ёшларни тарбиялашда умубашарий қадриятлар, меҳрибонлик, поклик, ҳақиқатпарастлик, дустлик, одамийлик ва ватанпарварлик ҳислатларини сингдиришда тутган ўрни ҳақида ёритилган.

Аннотация: В данной статье освещается изучению узбекской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах и в высших учебных заведениях республики. В частности, изучению творческого наследия основоположника узбекского литературного языка Алишера Навои. С помощью его произведений доведению до сознания учащихся таких качеств, как духовно-нравственные ценности, доброта, честность, справедливость, гуманизм, сострадание, дружба, самоотверженность и патриотизм.


Автор: Сайфиддинова Гулрух
АЛИШЕР НАВОИ - НАШ ВЕЛИКИЙ ПРЕДОК, НАША ГОРДОСТЬ И СЛАВА
Сайфиддинова Гулрух – преподаватель общеобразовательной школы №5 Кызылтепинского района
Аннотация: Мазкур мақолада умумтаълим мактаблари, лицей, колледж ва олий таълим муассасаларида ўзбек адабиётини ўрганилиши борасида, жумладан буюк мутафаккир олим, давлат арбоби, шоир Алишер Навои ҳаёти ва ижодини ўрганилиши, унинг асарларидан ёшларни тарбиялашда умубашарий қадриятлар, меҳрибонлик, поклик, ҳақиқатпарастлик, дустлик, одамийлик ва ватанпарварлик ҳислатларини сингдиришда тутган ўрни ҳақида ёритилган.
Аннотация: В данной статье освещается изучению узбекской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах и в высших учебных заведениях республики. В частности, изучению творческого наследия основоположника узбекского литературного языка Алишера Навои. С помощью его произведений доведению до сознания учащихся таких качеств, как духовно-нравственные ценности, доброта, честность, справедливость, гуманизм, сострадание, дружба, самоотверженность и патриотизм.
Abstract: In given article is illuminated study of the Uzbek literature in general school, lyceum, college and in high educational institutions of the republic. In particular, study of the creative heritage of the founder of the Uzbek literary language Alisher Navoi. By means of his product conducting before consciousness учащихся such quality, as spiritual-moral value, kindness, probity, fairness, humanism, compassion, friendship, selflessness and patriotism.
Образование является одним из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволяет бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной.
Путь к национальному возрождению проходит через высокую образованность, высокую культуру.
Как отметил Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов: Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек. Именно поэтому дело образования, дело воспитания нового поколения, способного осуществлять идею национального возрождения, будет оставаться делом государства, одной из самых приоритетных его задач. Выделяются четыре направления образования: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить.
В нашем мире сильно изменились приоритеты - самым важным стала работа с информацией. Это делает актуальной задачу изменения образовательной системы. Очевидно, что образование, целью которого является передача молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации становится отсталым. Общее образование на сегодняшний день обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности.
Задача современного учителя, по мнению С.С.Аверинцева - не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать.
Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску, к самостоятельности суждений.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Национальная литература отличается от литературы других народов, во-первых, своими традициями, национальными чертами героев, своеобразностью изображаемой жизни.
Узбекская литература - животворный памятник исторического прошлого народа. На ее страницах, в созданных ею образах запечатлелось духовное развитие общества на протяжении столетий, воплощен национальный характер узбекского народа. Невозможно знать отечественную историю без глубокого изучения узбекской литературы.
Как и любая литература, она становится неотъемлемо важным источником формирования духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Именно литература призвана развивать и укреплять в школьниках такие духовно-нравственные ценности, как доброта, честность, справедливость, гуманизм, сострадание, дружба, самоотверженность и патриотизм. Она необходима для развития художественной культуры, речи, творческих способностей, совершенствованию личности. Все это будет являться прочнейшей гарантией нашего прогресса единства со всем человечеством.
Однако о какой бы стороне преподавания литературы мы не говорили (содержании, приемах, методах и т.д.), мы никогда не должны забывать учащихся. Все теоретические соображения: чему надо учить, как и с какой целью это надо делать, имеют смысл, если учащиеся проявляют интерес к занятиям, если излагаемые сведения понятны учащимся и способствуют их развитию. Следовательно, методика должна опираться не только на задачу обучения и воспитания, но и на психологию школьников - т.е. должна бытьдвуединость процесса. Новая парадигма образования характеризуется тем, что в центре внимания учителя-словесника находятся интересы учащихся.
Общеизвестно, что даже в спокойные времена литература - это явление, которое динамично меняется. Не является исключением и узбекская литература. На протяжении последних десятилетий узбекская литература была и остается предметом изучения в школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведениях республики.
Произведения узбекской литературы заняли достойное место в изучении литературы в общих средних образовательных школах с русским языком обучения и вызывают большой интерес у учащихся. Особое внимание уделяется изучению творческого наследия основоположника узбекского литературного языка Алишера Навои.
Перечитывая гениальные творения Навои, понимаешь, что они трогают душу, волнуют сердце, актуальны во все времена. Поэт близок нам за самозабвенно воспетую любовь, нежность, возвышенные и прекрасные человеческие чувства, идеи гуманизма, межнациональной дружбы и мира.
Это остро ощущают и наши современники, чья трудовая деятельность связана с культурой и искусством. Произведения поэта, его образ служат для них источником не только восхищения, но и вдохновения.
Высказывание великого поэта и мыслителя Алишера Навои: Если ты человек, то не называй человеком того, кто не заботится о судьбе своего народа. Наполненное глубоким смыслом: жить заботами людей - самый важный критерий человечности, оно не потеряло своей актуальности и в наши дни. Взятые как ориентир, эти бессмертные слова сегодня полностью созвучны с нынешней нашей жизнью, где забота о человеке является высшей ценностью.
Преклоняясь перед светлым гением Навои, мы чтим его как великого поэта-просветителя, мудрого государственного деятеля, дипломата, гуманиста, посвятившего жизнь служению справедливости и добру. Он по праву был и остается духовным светочем узбекского народа. Он - наш великий предок, наша гордость и слава.
Каримов И.А. Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. – Т.: 1997
4
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x