Статья АЛИШЕР НАВОИ - ВЫДАЮЩИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Автор: Усманова Рахима Мамаюсуповна и Гасанова Р.А.

Автор: Усманова Рахима Мамаюсуповна и Гасанова Р.А.
АЛИШЕР НАВОИ - ВЫДАЮЩИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Усманова Рахима Мамаюсуповна - заведующая кафедрой РЦППКРНО при НавГПИ (Узбекистан),

Гасанова Р.А. – учитель русского языка и литературы

школы № 19 г.Навои (Узбекистан)

 

Аннотация: Мазкур мақолада Узбекистон Республикаси мустақилликка эришганидан сўнг адабиётига бўлган эътиборга. Жумладан, ўзбек адабиёти намоёндаси  буюк мутафаккир олим, давлат арбоби, шоир Алишер Навои ҳаёти ва ижодини таълими рус тилида олиб бориладиган умумтаълим мактабларида  ўрганилишига, унинг асарларидан ёшлар онгига умубашарий қадриятлар: меҳрибонлик, поклик, ҳақиқатпарастлик, дустлик, одамийлик ва ватанпарварлик ҳислатларини сингдириши ҳақида ёритилган.

Аннотация: Данная статья посвящается вопросам внимания изучению литературы после приобретения Республикой Узбекистан независимости. В частности изучению жизни и творчества выдающегося ученого, государственного деятеля, поэта Алишера Навои в школах с русским языком обучения, доведению до сознания учащихся таких качеств, как духовно-нравственные ценности, доброта, честность, справедливость, гуманизм, сострадание, дружба, самоотверженность и патриотизм.


Автор: Усманова Рахима Мамаюсуповна и Гасанова Р.А.
АЛИШЕР НАВОИ - ВЫДАЮЩИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Усманова Р.М. - заведующая кафедрой РЦППКРНО при НавГПИ (Узбекистан),
Гасанова Р.А. – учитель русского языка и литературы
школы № 19 г.Навои (Узбекистан)
Аннотация: Мазкур мақолада Узбекистон Республикаси мустақилликка эришганидан сўнг адабиётига бўлган эътиборга. Жумладан, ўзбек адабиёти намоёндаси буюк мутафаккир олим, давлат арбоби, шоир Алишер Навои ҳаёти ва ижодини таълими рус тилида олиб бориладиган умумтаълим мактабларида ўрганилишига, унинг асарларидан ёшлар онгига умубашарий қадриятлар: меҳрибонлик, поклик, ҳақиқатпарастлик, дустлик, одамийлик ва ватанпарварлик ҳислатларини сингдириши ҳақида ёритилган.
Аннотация: Данная статья посвящается вопросам внимания изучению литературы после приобретения Республикой Узбекистан независимости. В частности изучению жизни и творчества выдающегося ученого, государственного деятеля, поэта Алишера Навои в школах с русским языком обучения, доведению до сознания учащихся таких качеств, как духовно-нравственные ценности, доброта, честность, справедливость, гуманизм, сострадание, дружба, самоотверженность и патриотизм.
Abstract: Given article is denoted questions of attention to study of the literature after aquisition by Republic Uzbekistan independence. In particular study to lifes and creative activity prominent scientist, statesman, poet Alishera Navoi in school with russian language of the education, доведению before consciousness учащихся such quality, as spiritual-moral value, kindness, probity, fairness, humanism, compassion, friendship, selflessness and patriotism.
Современный Узбекистан вот уже более 25 лет своей независимости строит новое общество на принципах открытого демократического государства. Как отметил Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов в конце 2010 года: Долгосрочная цель, которую мы ставим перед собой, – войти в число современных развитых, демократических государств, обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе.
Проблемы воспитания духовности, человечности сегодня, в начале XXIв., выдвигаются как самые жизненно важные факторы, определяющие будущее общества, народа. Духовное наследие народов наиболее ярко и глубоко отражается в словесном искусстве, художественной литературе. Но, к сожалению, современное подрастающее поколение мало интересуется литературой, и это отражается на духовном, нравственном и интеллектуальном состоянии общества.
Как подчеркивает известный исследователь проблемы теории чтения Т.Д.Полозова, отчуждению детей и молодежи от чтения способствует ряд причин. Важнейшей из них признается пренебрежение воспитанием в гуманистической традиции отечественной народной педагогики, в которой во главу угла всегда ставилось чтение.
Произведения узбекской литературы заняли достойное место в изучении литературы в общих средних образовательных школах с русским языком обучения и вызывают большой интерес у учащихся. Но возникают вопрос методике преподавания узбекской литературы, так как она немного отличается своими характерными особенностями от русской литературы. Поэтому на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема - разработки методики преподавания узбекской литературы в общей средней образовательной школе с русским языком обучения. Особое внимание уделяется изучению творческого наследия основоположника узбекского литературного языка Алишера Навои.
Великий узбекский поэт Алишер Навои - гуманист, мыслитель, основатель узбекской классической литературы и узбекского литературного языка, ученый, художник, музыкант, государственный деятель, оставивший потомкам богатое литературное наследие. Его имя является символом прогресса своей эпохи для народов всего мира. Алишер Навоиписал стихи, поэмы, прозаические произведения, научные трактаты, всесторонне раскрывающие духовную жизнь Средней Азии XV в. Он писал на языках тюрки и фарси.
Алишер Навои был первым выдающимся представителем узбекской литературы, открывшим читателю красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир был запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя - почти 30 поэтических сборниках, крупных поэмах, прозе, научных трактатах.
Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чье помнить будут имя, - писал Навои. И сегодня спустя пять веков новое поколение независимого Узбекистана на его произведениях учится духовности и нравственности. А ученые всего мира продолжают расшифровывать литературное и философское наследие великого поэта. Им предстоит разгадать еще немало тайн, сокрытых в поэтических текстах, наставлениях.
Известный ученый-навоивед академик АН Узбекистана Азиз Каюмов, много лет посвятивший изучению рукописей поэта, сказал, что свитки, которые когда-то держал в руках сам Навои, давно стали неотъемлемой частью его жизни. И до сих пор он с волнением рассказывает об удивительно глубоких мыслях поэта, передает его заветы молодому поколению. Он прочел за свою жизнь большое количество лекций о великом поэте. На один из часто задаваемых вопросов: А не идеализируете ли вы Навои?, - он отвечает словами своего учителя Евгения Эдуардовича Бертельса: Навои был таким человеком, которого нельзя не идеализировать!
Ты спрашиваешь, кто самый лучший человек? Я тебе отвечу, и ты отвергни все сомненья. Самым лучшим человеком является тот, кто наибольшую пользу приносит народу, - одно из сорока высказываний пророка Мухаммеда, переведенных Навои на родной язык и переложенных в поэтической форме. Все свое состояние он, второе лицо в стране, уже в середине жизни отдал в пользу государства и людей. Себе оставил ровно столько, сколько достаточно одному человеку на одежду и питание.
Мы еще не познали и тысячной доли творческого наследия Алишера Навои, - убежден А.П.Каюмов. - Для этого нужно провести некоторую работу. Чтобы молодежь могла глубже изучать творчество Навои, нужно переиздать словарь в четырех томах к его произведениям. До нас дошло много рукописей, издано несколько каталогов, и нужно составлять критические тексты, сличать списки, указав разночтения, чтобы иметь подлинный текст Навои. Необходимо широко распространять произведения Навои. Пропагандировать его творчество во всем мире.
Поэт прожил короткую жизнь, но всю свою жизнь посвятил своему народу и своей Отчизне и защите.
Творчество Алишера Навои всегда будет жить в наших сердцах, потому что его творчество это жизнь духовная, в высоком смысле этого слова.
Литература
Казакова Т.А. Художественный перевод. - Санкт-Петербург, 2002. - 115 с.
Жураев К. Таржимашунослик. – Т., 2015.- 320 с.
Саломов Г.Т. Таржима назарияси асослари. - Т., Ўқитувчи, 1983. - 232 с.
История узбекской литературы. В 2-х томах. Т. 1. (С древнейших времен до XVI в.) - Т., 1987.
Дейч А., Пеньковский Л. Алишер Навои. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1948.
http://www.press-service.uz/ru/content/dokumentyi/
Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12.11.2010 г.: http://www.press-service.uz/ru/content/dokumentyi/
1
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x