Аналитическая журналистика в корпоративном издании | Поповская София Олеговна. Работа №240077
Автор: Поповская София Олеговна
Анализ корпоративного издания «Университетская панорама» УлГТУ в контексте представленности в ней аналитических материалов.
Поповская С.О.
Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет
Аналитическая журналистика в корпоративном издании
Научный руководитель: к.п.н, доцент, Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна
В первую очередь задача журналистики – сделать информацию общедоступной, но в то же время журналистика является сферой гражданского общества и поэтому она вправе требовать от аудитории участия в дискуссиях и решениях, вынося на ее обсуждение общественно значимые проблемы. Аналитическая журналистика стала активно развиваться в последнее время. Журналисты охотно берутся интерпретировать факты, подталкивая аудиторию к тому, чтобы она сама сделала нужные журналистам выводы. Аналитическая журналистика подразумевает наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность научного, осмысления проблемы или процесса над простым информированием, констатацией факта. Обязательным признаком жанра в аналитической журналистике является наличие в публикации элементов прогностики, определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы.
Основные аналитические жанры – статья, журналистское расследование, версия, обозрение, рекомендация (совет), комментарий, рецензия, социологическое резюме, мониторинг, рейтинг, письмо. [4]
Белякова Л.П. отмечает, что аналитический жанр по своей природе является аккумулятором и генератором новаторских идей. Аналитическая журналистика – сложный сегмент креативного плодотворчества публицистов, творческий поиск которых направлен на выявление общественно-значимых проблем. [2]
Целью данной работы является анализ корпоративного издания «Университетская панорама» УлГТУ в контексте представленности в ней аналитических материалов.
Многие исследователи считают определяющим для корпоративных изданий аудиторный признак. По этому типологическому признаку М.В. Шкондин, наряду с национальными (общероссийскими) изданиями, выделяет группу внутрироссийских СМИ, в состав которых входит пресса для аудитории низовых СМИ (работников отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений, науки, культуры, вузов и др.). В свою очередь, эта группа, как и другие, может быть дифференцирована на более мелкие – специализированные – в зависимости от функций и тематики [1]
По результатам теоретического анализа выявлено, что корпоративное издание – корпоративная газета или журнал, позволяющие доносить до общественности без искажений позиции и мнения компании, сообщать общественности о своих достижениях и планах. Кроме того, корпоративные издания являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры.
Нами проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа корпоративного печатного издания «Университетская панорама» номера 5 от 26 июня 2017 г., 6 от 24 октября 2019 г. и 7 от 12 декабря 2019 г. Тираж печатного издания «Университетская панорама» 500 экземпляров объемом 4-8 страниц, форматом А3. Данное издание выпускается с 1965 г. коллективом УлГТУ. Целевые группы – студенты и преподаватели УлГТУ, а также абитуриенты и их родители.
Мы знаем, что корпоративные издания выпускаются с целью информирования аудитории о каких-либо событиях, мероприятиях, достижениях и планах. Именно это мы наблюдаем в корпоративной газете «Университетская панорама». Здесь есть рубрика «Новости УлГТУ», которая рассказывает о самых свежих новостях университета. Помимо этой рубрики газета наполнена статьями, в которых описаны последние события и ближайшие планы. Больше всего здесь можно увидеть репортажей (10 в трёх выпусках). Кроме репортажей, можем найти отчеты (5) и заметки (6). Присутствуют небольшие интервью (2) студентов и сотрудников УлГТУ. В одном из выпусков (№7 от 12 декабря 2019 г.) наблюдаем биографическую статью о профессоре УлГТУ, где рассказывается обо всех его достижениях и о вкладе, который он внес в развитие университета. В выпуске № 6 от 24 октября 2019 г. присутствуют 2 статьи, посвященные сотрудникам, празднующим день рождения. В других выпусках такой рубрики не наблюдалось.
Проведенный анализ показал, что, безусловно, главная цель корпоративного издания – информирование. В издании «Университетская панорама» присутствуют различные виды текстов, среди которых мы не нашли аналитического жанра. Аналитические жанры основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. По сравнению с информационными жанрами, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу выступлений в информационно пространстве. [4]
Для дальнейшего развития корпоративного издания «Университетская панорама» УлГТУ помимо информационных жанров изданию стоит обратить внимание и на аналитические тексты. Это могут быть, к примеру, работы студентов или сотрудников УлГТУ на темы, которые их больше всего волнуют. Кроме того, это может быть анализ каких-либо мероприятий, нововведений, проектов, проводимых в УлГТУ, а также результаты анализа достижений за определенный период. Благодаря такому жанру студенты и сотрудники университета могут реализовать свой творческий потенциал и получить качественный контент представленный в инфографике.
Литература:
1.Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2011
2.Белякова Л.П. Эврический потенциал аналитической журналистики современной медиаиндустрии/ Минск: БГУ, 2013
3. Витковская Н.Г. Понятие корпоративных СМИ и основные подходы к их систематизации: Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2017
4.Омуралиева А.И. Жанры аналитической публицистики: Вестник Калмыцкого университета, 2014