Название статьи:
Аналитический этап дифференциальной диагностики | Сикало Ольга Викторовна. Работа №207320
Дата публикации:
18.03.2019
Автор:
Сикало Ольга Викторовна
Описание:
Автор: Сикало Ольга Викторовна
Формы патологии. Их описание
Форма патологии
Недостатки строения артикуляционного аппарата
Нарушения двигательной функции артикуляционного
аппарата
Недостатки двигательных функций мимических мышц
Дефекты звукоп-роизношения
Несфор-мированность фонематичес-кого восприятия
Лексико-грамматичес. недоразвитие
Недостатки связной речи
Недостатки ритмико-мелодич. стороны речи
Дислалия функциональная
Нет
Нет
Нет
Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии.Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.
выделяют следующие формы функциональной дислалии: акустико-фонематическая дислалия; артикуляторно-фонематическая дислалия; артикуляторно-фонетическая дислалия.
Фонемы не различаются
по своему звучанию,
что приводит
кзамене звуков.
Нет умения
различать некоторые
позиции.
Вследствие
этого фонемы
смешиваются,
Это явление
носит название
смешения
или
взаимозамены
звуков (фонем).
Фонематический слух ребенка может быть снижен.
Не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми.
инфекции матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания ребёнка на первом году жизни.
употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности также может привести к лексико-грамматическим нарушениям.
Неправильное обучение разговору в детском возрасте.
Отсутствие обучения ребенка разговору по различным социальным причинам.
Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:
лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
слоговой структуре слова;
словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
правильном употреблении падежей;
дифференциации множественного числа от единственного;
формировании связной речи – она находится на высоком уровне.
Дислалия механическая
Патология строения костно-мышечных структур артикуляционного аппарата может быть врожденной либо приобретенной.
- Дефекты зубо-челюстной системы.
-Аномалии твердого
мягкого нёба.
-Дефекты строения языка и губ
Нет
Нет
Связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и др.), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы, письменная речь.
Выделяет 3 основные формы дислалии: 1.акустико-фонематичекая, 2.артикуляторно-фонематическая, 3.артикуляторно-фонетическая.
Не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми.
инфекции матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания ребёнка на первом году жизни.
употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности также может привести к лексико-грамматическим нарушениям.
См. функциональную дислалию
Ринолалия открытая
Наличие расщелин, расщеплений, дефекты строения мягкого нёба
Возможен изолированный парез мягкого неба
Нет
При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает заднеязычный оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.
Выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.
Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.
дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.
Нарушение тембра голоса,
расщелинами мягкого и твердого нёба,расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы,
Дизартрия
Нет
Разнообразные нарушения, могут быть выражены в различной степени тяжести
Да
дефекты звукопроизношения,
как согласных, так и гласных звуков.
1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетическое нарушение.
2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.
делятся на:
а) антропофонические – искажение звука;
б) фонологические – отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение.
отмечаются ограниченный словарный (лексический) запас, нарушение грамматического строя речи (аграмматизмы).
Развитие связной речи у детей с дизартрией не соответствует возрастной норме. Разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Фразы, которыми пользуются дети, зачастую недостаточно информативны, в речи отмечаются ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, имеются нарушения нормативного порядка слов в словосочетаниях Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием
Голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Алалия моторная
Нет
Преимущественно в виде оральной опраксии
Нет
1. Расстройства произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования фонем2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям, перестановкам) имеют одновременно и правильное произношение
3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски)
4. Доминируют замены небольшого количества звуков
5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука
6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков
7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено
Отмечается диффузность фонематических представлений, нечеткость звукового восприятия и воспроизведения
Несформированно
ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключится от одного слова к другому. Это ведет к обилию парафазий, перестановок,
Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно, ограничивается рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования.
Речевая патология,
развивается неполноценно,
Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика)
Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны
может привести к появлению заикания
Скачать работу
Недостатки строения артикуляционного аппарата
Нарушения двигательной функции артикуляционного
аппарата
Недостатки двигательных функций мимических мышц
Дефекты звукоп-роизношения
Несфор-мированность фонематичес-кого восприятия
Лексико-грамматичес. недоразвитие
Недостатки связной речи
Недостатки ритмико-мелодич. стороны речи
Дислалия функциональная
Нет
Нет
Нет
Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии.Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.
выделяют следующие формы функциональной дислалии: акустико-фонематическая дислалия; артикуляторно-фонематическая дислалия; артикуляторно-фонетическая дислалия.
Фонемы не различаются
по своему звучанию,
что приводит
кзамене звуков.
Нет умения
различать некоторые
позиции.
Вследствие
этого фонемы
смешиваются,
Это явление
носит название
смешения
или
взаимозамены
звуков (фонем).
Фонематический слух ребенка может быть снижен.
Не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми.
инфекции матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания ребёнка на первом году жизни.
употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности также может привести к лексико-грамматическим нарушениям.
Неправильное обучение разговору в детском возрасте.
Отсутствие обучения ребенка разговору по различным социальным причинам.
Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:
лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
слоговой структуре слова;
словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
правильном употреблении падежей;
дифференциации множественного числа от единственного;
формировании связной речи – она находится на высоком уровне.
Дислалия механическая
Патология строения костно-мышечных структур артикуляционного аппарата может быть врожденной либо приобретенной.
- Дефекты зубо-челюстной системы.
-Аномалии твердого
мягкого нёба.
-Дефекты строения языка и губ
Нет
Нет
Связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и др.), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы, письменная речь.
Выделяет 3 основные формы дислалии: 1.акустико-фонематичекая, 2.артикуляторно-фонематическая, 3.артикуляторно-фонетическая.
Не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми.
инфекции матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания ребёнка на первом году жизни.
употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности также может привести к лексико-грамматическим нарушениям.
См. функциональную дислалию
Ринолалия открытая
Наличие расщелин, расщеплений, дефекты строения мягкого нёба
Возможен изолированный парез мягкого неба
Нет
При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает заднеязычный оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.
Выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.
Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.
дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.
Нарушение тембра голоса,
расщелинами мягкого и твердого нёба,расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы,
Дизартрия
Нет
Разнообразные нарушения, могут быть выражены в различной степени тяжести
Да
дефекты звукопроизношения,
как согласных, так и гласных звуков.
1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетическое нарушение.
2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.
делятся на:
а) антропофонические – искажение звука;
б) фонологические – отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение.
отмечаются ограниченный словарный (лексический) запас, нарушение грамматического строя речи (аграмматизмы).
Развитие связной речи у детей с дизартрией не соответствует возрастной норме. Разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Фразы, которыми пользуются дети, зачастую недостаточно информативны, в речи отмечаются ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, имеются нарушения нормативного порядка слов в словосочетаниях Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием
Голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Алалия моторная
Нет
Преимущественно в виде оральной опраксии
Нет
1. Расстройства произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования фонем2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям, перестановкам) имеют одновременно и правильное произношение
3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски)
4. Доминируют замены небольшого количества звуков
5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука
6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков
7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено
Отмечается диффузность фонематических представлений, нечеткость звукового восприятия и воспроизведения
Несформированно
ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключится от одного слова к другому. Это ведет к обилию парафазий, перестановок,
Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно, ограничивается рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования.
Речевая патология,
развивается неполноценно,
Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика)
Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны
может привести к появлению заикания