АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА | Черняев Илья Сергеевич. Работа №206304
Автор: Черняев Илья Сергеевич
Для успешной деятельности любой фирмы, в том числе и туристической, всегда необходим поток правдивой и своевременной информации. В связи с этим были разработаны информационно-аналитические системы поддержки деятельности туристических компаний.
Черняев Илья Сергеевич,
Магистрант 2-го года обучения
НИУ «БелГУ»
Анализ существующих информационно-аналитических систем предприятий туристического бизнеса
Роль информациив туризма одна из важных, т.к. на основе информация принимается решение о поездке, а такжевыбирается сам тур в момент покупки.
Работу туристической компании можно разделить на несколько аспектов:
К
ак государственные структуры, ассоциации, объединения на тур
и
стических рынках, где главной целью является привлечение туристов в свою страну или регион и продвижение своего национального турпродукта;
К
ак компанию по проведению анализа и изучению проса на тур
и
стические услуги для создания конкурентоспособного пакета туристических услуг и обеспечение его сбыта;
К
ак кампанию по продаже готового пакета туристических услуг по обеспечению успешной реализации туров в России и за рубежом.
Для успешной деятельности любой фирмы, в том числе и туристической, всегда необходим поток правдивой и своевременной информации. В связи с этим были разработаны информационно-аналитические системы поддержки деятельности туристических компаний. Такая ИАС позволяет решать следующие задачи:
уменьшать издержки или добавлять необходимые свойства, улу
ч
шать товары и услуги, тем самым повышать качество;
значительно увеличить эффективность и производительность;
предоставлять надежную и своевременную информацию, что п
о
зволяет улучшить процесс принятия решений;
уменьшает время обработки информации, улучшает коммуник
а
ции;
Внедрение такой системы способствует:
освобождение работников от рутиной работы за счет автоматиз
а
ции;
снижению объемов документов на бумажном носителе;
обеспечению достоверности информации;
получение рациональных вариантов решения управленческих задач;
уменьшение затрат на производство услуг и продуктов;
привязке к фирме поставщиков и покупателей за счет предоставл
е
ния им разных скидок и услуг.
В зависимости от предприятия, уровней управления и целей использования, выделяют следующие типы информационных систем: фактографические, документированные и геоинформационные (рисунок 1.).
Рисунок 1. Типы информационных систем
Рассмотрим подробнее каждый тип системы.
Фактографические системы, которые позволяют хранить большие объемы данных, представленные в виде отдельных структурных элементов, н
а
пример, данные для расчета заработной платы, статистические отчеты. В тур
и
стической компания такая система играет не менее важную роль, это прежде всего хранение и ввод информации о клиентах компании, а
также
редактиров
а
ние.
Документированные системы. Элементом информации является д
о
кумент. Примером использования таких систем в туризме может быть обрабо
т
ка анкет, ваучеров, подтверждение бронирования.
Геоинформационные системы. Главным отличием данного типа от предыдущих является графическое отражение результатов ее использования. Примером такой системы в туристическом бизнесе могут быть карта развлек
а
тельного комплекса, маршруты экскурсионного транспорта.
Важно понимать, что существует большое количество классификация информационных систем по уровням управления, по функциональному признаку (Рисунок 2).
Рисунок 2 – классификация информационных систем
Для решения поставленной в работе задачи, нам необходимо провести сравнительный анализ существующих информационно-аналитических систем туристического бизнеса.
Программный комплекс «Само-Тур», разработанный фирмой «Само-Софт». Данный комплекс обеспечивает информационное
сопровождение всех основных функций, необходимых работе туристической фирме. Программный комплекс «Само-Тур»
содержит
более 20 различных справочных баз данных, а так же
географические
сп
равочник
и.
В системе возможен поиск и отбор данных по условиям, включая непосредственное формирование SQL-запросов. Предусмотрено формирование турпакета, включающего описание маршрута, набора предоставляемых услуг, графика заездов, оформление блоков номеров в отелях и на транспорте.
Само-Тур обеспечивает ведения календаря
бронирований
с указанием ср
o
ков, цен, квот номеров в отелях и мест на
транспорте
, а также эффективную загрузку рейс
o
в
в соответствии
с задаваемыми польз
o
вателем
критериями. Система обеспечивает постоянный мониторинг блоков бронируемых услуг по гостиницам и рейсам в течение всего сезона, за счет этого не допускается перебронирование. Она позволяет оформлять заявки клиентов и контролировать их оплату.
Что бы оформить заявку клиента необходимо:
– подобрать индивидуальный маршрут;
– выбрать даты поездки;
– заполнить анкетные данные клиента (ФИО, паспортные данные, дата рождения; ввод дополнительных сведений для формирования анкет в посольство (по необходимости));
– осуществить бронирование услуг тура с указанием цены (отели, рейсы, визы, страховки, трансферы, экскурсии и др.);
– оформить льготу, скидку, комиссию и сформировать общую стоимость тура.
Программа предоставляет возможность изменения статуса заявки, например отмены заявки с наложением штрафа, восстановление отмененной заявки, исполнение заявки.В системе используетсямноговалютность при формировании цен тура, при оплате; предусмотрены комисси, скидки для партнера, тура, сезона, социального статуса туриста; а также выдача отчетов, таких как списки групп туристов, ваучеров, турпутевок, страховых полисов, анкет в посольства и т.п.; имеется возможность создания отчетов необходимых для формы; проведения оценки эффективности рекламной деятельности турфирмы и статистического анализа, а также хранения индивидуальных настроек для каждого пользователя (профилей).
Все действия в системе реализованы при помощи «Мастеров» — специальных программ, которые при выполненииопределенных операций ведут пользователя в пошаговом режиме от начала до конечного результата.
В системе реализован модуль удаленного бронирования заявок через Интернет, который предусматривает возможность бронирования заявки на Web-странице, формирование отчета о забронированных заявках для агента, анализ и проведение полученных заявок в системе. Использование агентами ресурсов туроператора через глобальную сеть Интернет (удаленное оформление заявки) позволяет ускорить процесс взаимодействия тур-агент — туроператор. По мимо этого, существует возможность организации единого информационного пространства туроператора и принимающей стороны, которая обеспечивает выполнение следующих функций:
– прием и оформление заявок туроператоров;
– планирование и контроль трансферов;
– ланирование и продажа экскурсий и т.д.
В связи с тем, что турфирмы часто для расчетов стоимости туров используют электронные таблицы, в которых заранее вводятся цены по различным составляющим тура, в системе не реализована возможность импорта необходимой информации по ценам из таблиц Excel, что является существенным недостатком.
Программный комплекс «Мастер-Тур»
разработан компанией «Мегатек» и предназначен для полной автоматизации деятельности турагентских и туроператорских фирм, реализующих индивидуальные и групповые туры.
Основным структурным элементом системы считается понятие услуги любого тура, а взаимосвязанные услуги формируют турпродукт. Выделены основные виды услуг: авиаперелет, трансфер, проживание, экскурсии, виза, страховка. Однако можно задавать дополнительные виды услуг, например прокат автомобилей и т. п. Такой подход позволяет менеджеру во время работы с клиентом формировать или видоизменять тур по его желанию.
Все услуги, из которых формируется тур, можно разбить на три типа:
– индивидуальные, стоимость которых на одного человека не зависит от наличия или отсутствия других услуг в туре, а также от числа туристов, пользующихся данной услугой;
– индивидуальные групповые, для которых стоимость на одного человека зависит от общего числа туристов, пользующихся данной услугой;
– пакетные, стоимость которых имеет смысл лишь при наличии других услуг, составляющих пакет.
Существуют типовые блоки услуг — это стандартный набор услуг, первоначально предлагаемый клиенту. Каждая услуга независима от других, имеет свою цену и в общем случае может быть изменена или удалена из программы стандартного тура, если это разрешено старшим менеджером по туру.
«Мастер-Тур» осуществляет практически все функции, характерные для деятельности туроператорского и турагентского офисов:
– ведение справочников стран, городов, отелей, видов проживания и питания, экскурсий, авиаперелетов, типов самолетов, авиакомпаний, транспорта, партнеров, видов услуг, контрольных действий и др.;
– формирование и расчет групповых и индивидуальных туров;
– изменение параметров уже оформленных путевок (даты заезда, отель и т. п.) и автоматическое ведение истории путевки, что необходимо при разрешении спорных ситуаций, а также для отслеживания прохождения турпутевки;
– расчет ожидаемой прибыли по туру, а также размер комиссионных, получаемых партнерами;
– формирование календаря поездок по разным турам, а также определение числа оформленных туристов на каждую дату;
– квотирование любых услуг, входящих в тур, с указанием количества забронированных, занятых и свободных мест, что исключает их перепродажу;
– ведение мониторинга по каждому туру и услуге с помощью справочника контролируемых действий;
– ведение системы предупреждений по любой услуге, например вывод на экран сообщения менеджеру о необходимости выкупа билетов за определенный срок до начала тура;
– мониторинг оплаты по туру;
– мониторинг работы менеджеров за определенный период времени, в частности отслеживание путевок, оформленных конкретным менеджером;
– оценку текущего финансового состояния фирмы;
– печать пакета необходимых документов (туристские путевки, списки туристов, ваучеры, анкеты в посольства, авиабилеты, письма, заявки, подтверждения, финансовые отчетные формы и т.д.);
– групповую рассылку факсов партнерам через встроенный интерфейс с программой DelrinaWinFaxPro;
– администрирование системы (разграничение доступа, настройка программы и т.п.).
Программа предусматривает также механизм контроля, отслеживающий как загруженность туров, так и состояние входящих в него услуг. Причем регистрируется не только основное состояние услуги (готово/не готово), но и уточненные состояния, например услуга «виза» может находиться в состоянии «отданы паспорта в посольство», «не получены визы».
«Мастер-Тур» — универсальная и очень гибкая программа, позволяющая работать как с групповыми, так и с индивидуальными турами любой сложности.
В программу включен также справочный раздел, в котором содержится информация по странам, городам и отелям.
Программа располагает дружественным графическим интерфейсом, сходным с интерфейсом стандартных продуктов фирмы Microsoft. Кроме того, обеспечен интерфейс с бухгалтерской программой 1С и с программой рассылки факсов DelrinaWinFaxPro.
В программе предусмотрено около 50 стандартных отчетов. Все выходные отчеты выдаются в формате Word или Excel, что очень удобно для дальнейшей работы с ними, или формируются путем прямой печати на бланках (авиабилеты, ваучеры, страховые полисы, анкеты в посольства). Режим отсроченной рассылки обеспечивает начало рассылки факсов по нужным номерам в заданное время.
Программный комплекс «Мастер-Web» позволяет туроператору организовать продажу своих туров агентствам через Интернет, другими словами, создавать свой собственный интернет-магазин по продаже туров в режиме реального времени. Вся необходимая информация для бронирования автоматически берется из базы данных «Мастер-Тур». При такой работе турагент получает возможность резервирования туров оператора в режиме реального времени.
Недостатком данной системы является то, что отсутствует возможность настройки шаблонов выходных документов (отчетов). Кроме этого в программеотсутствует режим рассылки факсов по модему, для обеспечения отправки документации в одно или несколько мест в удобное время.