Анализ внеурочной деятельности в начальных классах. | Семенцова Ольга Васильевна. Работа №227777
Автор: Семенцова Ольга Васильевна
Анализ внеурочной деятельности в началных классах.
Анализ реализации внеурочной деятельности
в начальной школе
МБОУ «Щегловская СОШ»
д. Щегловка
за 2018 - 2019 учебный год
Внеурочная работа в начальной школе ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Целью организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - было создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность начальной школы была направлена на достижение воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности были отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности,
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
Это определяло и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы.
Внеурочная деятельность в начальной школе была выстроена в соответствии со следующими направлениями:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно-нравственное
3. Социальное
4. Общеинтеллектуальное
5. Общекультурное
Направление
Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное
Общекультурное
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Духовно-нравственное
Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.
Общеинтеллектуальное
Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями , способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.
Социальное
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность,
социально- значимой деятельности.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование основных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
По итогам работы в данном направлении проводились конкурсы, соревнования, показательные выступления, Дни здоровья, праздники.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основные задачи:
- формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
- воспитание нравственного, ответственного компетентного гражданина России;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям социокультурной группы;
- последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности.
По итогам работы в данном направлении проводились конкурсы, защита проектов, презентации, экскурсии в музеи, храмы, места боевой славы и т.д..
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные задачи:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического мышления воображения;
По итогам работы в данном направлении проводились конкурсы, выставки, защита проектов, викторины, интеллектуальные игры.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основные задачи:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
По итогам работы в данном направлении проводились концерты, конкурсы, выставки, спектакли.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основные задачи:
- формирование психологической культуры и коммуникативной
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать
и оценивать отношения в социуме;
- воспитание у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
По итогам работы в данном направлении проводились конкурсы, выставки, защиты проектов.
План внеурочной деятельности предусматривал распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Занятия проводились как на базе школы, в классных кабинетах, в спортивном зале, читальном зале, на спортивной площадке, так и вне школы, в рамках экскурсий, походов, внешкольных мероприятий. Школа является целостной открытой социально-педагогической системой, создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого обучающего средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Ребята с большим интересом посещали занятия, руководители могли в короткий срок увлечь учащихся, наладить взаимоотношения.
Кружки внеурочной деятельности, проводимые в МБОУ «Щегловская СОШ», в начальной школе 2018 - 2019 учебном году были:
Кружок «С Азбукой по родному краю» - 1 класс,
Кружок « Природа родного края» - 2 класс,
Кружок «История родного края» - 3 класс,
Кружок «Культура родного края» - 4 класс.
Ребята с большим интересом посещали данные кружки, руководители могли в короткий срок увлечь учащихся, наладить взаимоотношения.
С обучающимися работали учителя начальных классов:
- в 1,3 классе-комплекте учитель начальных классов - Семенцова О.В.,
- во 2,4 классе-комплекте учитель начальных классов – Мишина В.И.
Во время проведения кружковой работы педагоги использовали разные формы работы: словесно-логические, образно-художественные, игровые, психологические, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка.
Все кружки создали условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня велись работы: словесно-логические, образно-художественные, игровые, психологические, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка. Нам предстоит еще многому научиться для правильной методической организации внеурочной работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах работы преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе главным будет воздействие словом, информацией - метод убеждения. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но следует понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое- либо дело с детьми.
Все кружки создали условия для упражнения и тренировки определённых
эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Задачи на 2019 - 2020 учебный год
1. Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС второго
поколения.
2. Реализация модели сопровождения одарённых и талантливых обучающихся,
способствующая личностному, творческому и социальному развитию.
3. Систематизировать работу по здоровьесбережению на ступени НОО,
направленную на реализацию учебной и внеурочной деятельности обучающихся.
4. Продолжать работу по вовлечению воспитанников в занятия в кружках и
секциях.
5. Обеспечить участие школьников в социальном направлении внеурочной
деятельности.
6. Разработать и осуществлять различные формы организации внеурочной
деятельности.