Ансамблевое мастерство концертмейстера в классе виолончели при работе с учащимися ДШИ ☼
Автор: Голоднюк Наталья Юрьевна
Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить,
на нем душа говорит с душою
Бертольд Ауэрбах
Виолончель – очень певучий, с теплым тембром инструмент. Недаром ее называют королевой души за особый тембр звучания, близкий к голосу человека. Но если королева – виолончель, то рояль, безусловно, – король
всех инструментов. И вместе они, на мой взгляд, образуют один из самых красивых музыкальных дуэтов. По своей природе виолончель – ансамблевый инструмент. В игре с виолончелью роль фортепиано не сводится лишь к аккомпанементу, а раскрывается в равноправном ансамблевом партнерстве.
Как говорил Мстислав Ростропович, "виолончель – инструмент от «до» большой октавы и до бесконечности". Диапазон виолончели вполне сопоставим с фортепиано, и в том случае, когда оба инструмента звучат в од-
ном регистре, необходимо приглушить звучание рояля, выведя виолончель на первый план.
В дуэте с виолончелью фортепиано подчас выполняет функцию «метронома», ведь в ансамбле пианист не свободный художник, а часть целого. Намерения концертмейстера должны быть абсолютно ясными, продуманными и убедительными. Особенно это важно в работе с учениками: концертмейстер приучает их к точному движению, ощущению опоры и метро - ритма. В то же время, в игре на виолончели М.Л. Ростропович особо отмечал «дыхание смычка». Мастерство концертмейстера заключается в том, чтобы почувствовать, уловить это «дыхание», и в нужный момент пойти за солистом и музыкальной фразой.
Штрих legato на виолончели, по словам Даниила Шафрана, напоминает танец Майи Плисецкой, настолько он гибкий, мягкий и пластичный. Концертмейстер может дать солисту «позвучать», вслушиваясь в сопровождение, бережно ведя музыкальную мысль.
Виолончель, в отличие, например, от скрипки, не такой яркий инструмент. Поэтому концертмейстер в громких местах при игре с виолончелью, как советует Галина Брыкина, должен скорее делать вид, что играет форте, но на самом деле играть тише.
Как достичь нужного результата в работе с учениками
Приведу два примера из творческой жизни великих музыкантов. Виолончелист Григорий Пятигорский, занимаясь с учениками на заре своей педагогической деятельности, увлеченно демонстрировал им, как нужно играть на виолончели те или иные сложные места. Они в свою очередь играли с каждым уроком все хуже и хуже. Тогда он решил поменять тактику, и стал показывать им еще хуже, чем они играли, и как ни странно, это дало результат - они стали быстро расти.
Пианист Лев Наумов, вспоминая время работы в качестве ассистента у Генриха Нейгауза, рассказывал про одного своего студента. На первом уроке, прослушав ученика, он детально разобрал с ним произведение, указал на все недочеты и велел исправить. Велась напряженная работа от урока к уроку. И насколько велико было его удивление, когда через полтора месяца на экзамене он услышал от профессоров в точности все то, что было сказано им же на первом занятии.
Задача педагога и концертмейстера в работе с учениками не только указать на ошибки и правильно показать, но и объяснить, как добиться результата и как не надо играть.
Работа над постановкой рук, штрихами, ведением смычка, аппликатурой, техникой, конечно, относится в большей степени к компетенции педагога-виолончелиста. Но в работе педагога с учеником много времени уходит на освоение технических задач, и, к сожалению, часто остается мало времени для работы над самой музыкой. Концертмейстер дает возможность не увязнуть в технологических проблемах, помогает ученику лучше понять форму произведения, работает над фразой, дыханием, над чувством темпа и сменой характера, наполняет музыку художественным содержанием. И уж, конечно, без концертмейстера не обойтись, чтобы услышать всю многослойную фактуру произведения, а не только мелодию своего инструмента.
Концертмейстер должен приучать маленьких виолончелистов слушать и переживать музыку с первой до последней ноты, включая сольные разделы фортепиано. Ну а главный залог успеха в работе концертмейстера и педагога это, конечно, терпение и любовь к своему делу.
Краткий музыкальный разбор
Дворжак «Мелодия»
Стоит обратить внимание ученика на то, чтобы начать быть с музыкой уже с первой ноты вступления фортепиано! В теме виолончели сразу дать нужное движение, объединять фразу, не бояться больше вибрации, немного зависнуть на верхней ноте, потом опять пойти вперед.
Второе проведение темы – больше распевать триоли. Все музыкальное развитие идет к кульминации, поэтому ясно ее представлять, и насколько возможно рельефнее очертить. В конце успокоиться, но не останавливаться
раньше времени.
Арутюнян «Экспромт»
Необходимо унифицировать штрих фортепиано и виолончели. Сразу чеканный штрих, активное движение и волевой характер. Середина – больше вибрации, выразительнее. Реприза – ярче, чем начало.