Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

АОП по русскому языку и развитию речи | Алёхина Любовь Ивановна. Работа №209538

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алёхина Любовь Ивановна
Представлена АОП по русскому языку и развитию речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В программе имеется пояснительная записка, психолого-педагогическаяхарактеристика обучающихся данного класса, деление их на группы по возможностям обучения. Представлена общая характеристика учебных предметов (русский язык и развитие речи, чтение и развитие речи); разработан минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. Дана характеристика контрольно-измерительных материалов. К программе прилагаются контрольные работы для обучающихся рахных групп. Программа разработана учителем русского языка и чтения, утверждена на МО  и используется в своей работе.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Отрадный»

 

 

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

МО учителей ЕГЦ

Протокол № ___ от «___»______20____г.

Руководитель МО ___________Алёхина Л.И./

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

Баляева Е.А./____________

 

«____»______20____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы-интерната

г. о. Отрадный

________/Е.А. Андреев

«____»______20___г.

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык и развитие речи», «Чтение и развитие

речи» в 8 классе

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Алёхина Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

 

1. Пояснительная записка.

 

Адаптированная образовательная программа по русскому языку и развитию речи и чтению и развитию речи в 8 классе составлена на основе примерных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII

вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой 2011 года, а также на основании следующих документов:

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12.

2012 г

. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования РФ от 10. 04.

02 г

. №29 ∕2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Письмо Минобразования РФ от 18.09.02 «29∕2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации» (1 вариант для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости)

Устав ГБОУ

школы-интернат

г. о. Отрадный

Учебный план Учреждения на 2017-2018 учебный год.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 8 класса.

 

В 8 классе обучается 8 человек (3 мальчика и 5 девочек). Успеваемость за предыдущий аттестационный период - 100%. Степень активности и самостоятельности обучающихся на уроке – удовлетворительная. Характер взаимоотношений в классном коллективе (особенности межличностных отношений) - благоприятный.

Обучение строится с учетом особенностей психофизического развития обучающихся индивидуальных возможностей.

Весь класс по возможностям обучения можно условно разделить на 3 группы.

I группу (1чел.) составляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Они умеют применять правила, умеют комментировать и самостоятельно выполнить работу после подробной инструкции, пишут под диктовку с небольшим количеством ошибок. Обучающиеся данной группы хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими с единичными ошибками. Способны выучить наизусть стихотворения. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Обучающиеся II группы (7чел.) также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. У них снижен темп работы; наблюдается низкая активность внимания. Обучающиеся допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе (1чел.) относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Они отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при выполнении задания. Под диктовку писать не могут, другие задания даже ни понимают. Формирование связной устной и письменной речи затруднено. В учебной деятельности обучающиеся постоянно нуждаются в организующей, планирующей помощи.

 

 

Цели обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общеобразовательным курсам в старших классах:

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения (познавательная цель);

-формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

-развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности;

-развивать у обучающихся патриотические чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-способствовать осознанию себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

-воспитывать потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

-сообщать необходимых знаний и формировать учебно-языковые, речевые и письменные умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Исходя из этого, назначение предметов «Русский язык и развитие речи» и «Чтение и развитие речи» в старших классах состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В 8 классе продолжается овладение предметом, которое направлено на выполнение задач, решаемых на предыдущих этапах обучения, но на более сложном речевом и понятийном материале.

 

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

1. Линии, общие с курсом «Чтения и развития речи»:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

2. Линии, специфические для курса «Русский язык и развитие речи»:

- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.

«Чтение и развитие речи»

На уроках чтения и развития речи обучающиеся овладевают навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов обучающихся, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы и жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) произведения и жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.

В процессе обучения у обучающихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.

На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышления. Идет процесс обучения полно, правильно отвечать на поставленные вопросы; последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

 

«Русский язык и развитие речи»

 

«Русский язык и развитие речи» на основе изучения «Грамматики и правописания» является наиболее сложным разделом по предмету в силу значительной абстрактности самого учебного материала. У обучающихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. По учебному предмету во все года обучения изучаются разделы «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». При изучении состава слова, основных грамматических категорий в старших классах обучающиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения в младших классах простого предложения обучающиеся в старших классах обучения изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах обучающиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У обучающихся формируются навыки чёткого, правильного, логичного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, умения оформления деловых бумаг (автобиография, заявление и др.).

В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

 

Звуки и буквы

В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. В 8 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 8 классе овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классе прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.

Графические навыки обучающихся формируются главным образом в начальной школе, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию и социальной адаптации.

2. Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих обучающихся к включению в жизнь и трудовую деятельность.

3. Определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык и развитие речи»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

4. Предложен путь формирования у обучающихся орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

5. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым обучающиеся учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

6. Сведения о частях слова, полученные в начальной школе, расширяются и дополняются в ходе регулярного наблюдения над словами.

7. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.

8. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи и делового письма.

9. Совершенствование навыка чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышления.

10. Обучение умению полно, правильно отвечать на поставленные вопросы;

11. Усилено внимание к формированию способности кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;

12. Называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику.

13. Уделено особое развитие умению устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

 

3. Места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с примерной программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (под редакцией В.В. Воронковой, 2011 год) учебные предметы «Русский язык и развитие речи», «Чтение и развитие речи» являются общеобразовательными курсами и входят в образовательную область учебного плана «Родной язык и литература». Основные межпредметные связи осуществляются с уроками истории, трудового обучения, СБО.

Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим выдвигаются задачи развития речи обучающихся, как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Обучение в данной школе - интернат г.о. Отрадный для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут обучающимся стать полезными членами общества.

 

В соответствии с учебным планом на изучение предметов «Русский язык и развитие речи» и «Чтение и развитие речи» отводится: 232 час.

При планировании курса учитывается количество учебных недель 34 недели. Исходя из этого, общее количество часов по предмету в 2018-2019 учебном году составляет – по русскому языку 133 часа, по чтению 99 часов .

 

 

Предмет

Количество часов

 

в неделю

по четвертям

за год

Русский язык и развитие речи

 

4

I - 32

II - 31

III- 41

IV- 29

 

 

133

 

Чтение и развитие речи

3

I - 24

II - 22

III- 31

IV- 22

 

99

 

 

Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений.

 

4. Предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный.

 

Чтение и развитие речи

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Читать вслух правильно, целым словом и по слогам;

 

Читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произношения;

правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки); 
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение с помощью учителя); 

читать про себя короткие ранее прочитанные тексты; ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение); 

читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их;

пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям, по иллюстрации;

выражать свое отношение к поступкам героев;

определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (нравится- не нравится, почему);

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); 

пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную авторскую лексику;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя; 

выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью словаря);

учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников).

знать наизусть 8-10 стихотворений (объем 12 строк).

самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы; 

Русский язык и развитие речи

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами после предварительного анализа;

Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (50-60 слов);

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов по опорной схеме;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; 

образовывать слова с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя;

пользоваться школьным орфографическим словарем;

исправлять ошибки, отмеченные учителем;

 

исправлять отмеченные учителем орфографические

ошибки, комментируя орфограммы;

различать части речи с опорой на таблицу;

 

определять части речи;

 

писать небольшие по объему изложения повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (используя опорные словосочетания);

писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); 

составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления;

писать сочинения описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов);

 

различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;

называть части речи, знать их значение;

оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец.

оформлять все виды изученных деловых бумаг. 

 

5.Содержание учебного предмета, курса

 

 

Чтение и развитие речи

 

8 класс (3 ч. в неделю)

Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературыа примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения русских писателей XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н.А.Некрасова, И. С. Никитина, И.С.Тургенева, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова.

Произведения русских писателей XX века: А.П.Чехова, В.Г.Короленко, М. Горького, С. А. Есенина, А.А.Платонова, А. Н.Толстого, Н.А.Заболоцкого, К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова.

 

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

1. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».

2. Ю. В. Бондарев «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».

3. К. Я. Ваншенкин Стихотворения.

4. А. П. Гайдар «Школа».

5. С. А. Есенин Стихотворения.

6. В. А. Каверин «Два капитана».

7. А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).

8. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

9. Я. М. Рубцов Стихотворения.

10. К. М. Симонов Стихотворения.

11. А. А. Сурков Стихотворения.

12. А. П. Чехов «Толстый и тонкий».

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Повторение.

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

Слово

Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Предложение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Повторение пройденного за год.

 

Связная речь.

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению(, заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).

 

Тематическое планирование.

 

Русский язык и развитие речи

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические уроки

(диктанты, изложения, сочинения, составление рассказов, деловое письмо)

1.

Повторение. Предложение.

8

 

2.

Состав слова.

15

3

3.

Имя существительное.

18

4

4.

Имя прилагательное.

16

2

5.

Местоимение.

13

2

6.

Глагол.

34

5

7.

Предложение

23

3

8.

Повторение пройденного за год

6

1

9.

Деловое письмо

6

Итого

133

26

Чтение и развитие речи

Тема

Количество

часов

1

Устное народное творчество

 

9

2

Произведения русских писателей XIX века

36

4

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

23

5.

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

23

6.

Внеклассное чтение

8

Итого

99

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки обучающихся

Основными методами контроля знаний, умений и навыков обучающихся на уроках чтения и развития речи является устный опрос, тесты и проверка техники чтения.

В контрольные материалы по русскому языка входят: устный опрос, контрольные диктанты, сочинения и изложения. Диктанты для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи составлены в соответствии с рабочей программой по предмету «Письмо и развитие речи». Диктанты направлены на выявление предметных результатов обучения, как теоретических, так и практических. Тексты диктантов подобраны в соответствии с изученными правилами в той или иной четверти.

1.Контрольные диктанты

 

Проверочный диктант по теме «

Состав слова

»

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

2

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

Контрольный диктант по теме «Глагол»

3

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Годовой контрольный диктант по теме «Повторение пройденного»

1

Итого

10

 

2.Темы творческих работ.

 

Сочинение по картине В.П.Решетникова «Опять двойка»

1

С

очинение по картине

Н.К.Рериха «Поход князя Игоря»

1

Составление рассказа на основе наблюдений и опорным словам

1

Сочинение по иллюстрациям и плану по повести И. Тургенева «Муму»

1

Сочинение по картине А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера»

1

Сочинение творческого характера

1

Изложение

4

Итого

10

Оценивание результатов освоения образовательной программы по предмету осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с «Положением о системе оценивания обучающихся» Учреждения.

 

 

6. Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)

 

7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

 

Обучение по предмету «Чтение и развитие речи» обеспечивается учебниками:

Чтение. 8класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2013. Автор – составитель З.Ф.Малышева.

Обучение по предмету «Русский язык и развитие речи» обеспечивается учебниками и пособиями:

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2012.

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Москва, Просвещение, 2002.

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Москва, Просвещение, 2002.

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Москва, Просвещение, 2002.

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Москва, Просвещение, 2002.

Программами:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2010 под редакцией И.М.Бгажноковой.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Москва «Владос» 2001 под редакцией В.В.Воронковой.

 

К техническим средствам обучения и ЭОР, которые могут эффективно использоваться на уроках, относятся:

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

компьютер;

интерактивная доска;

проектор;

презентации по темам;

аудио,

видео записи

;

нтерактивные

программы и издания на электронных носителях (С

D

,

DVD

):

«Учимся говорить», «Русский язык Кирилла и Мефодия», «Русский язык.( автор

Л. Ф. Климанова)»

 

8. Приложение к программе (Приложение 1)

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контрольные диктанты (для I и II обучающихся).

 

Тема: «Состав слова»

 

Польза леса

Лес приносит людям большую пользу. Весной на полях зеленеют всходы хлебов. А в лесу еще лежит снег. Здесь он тает медленно. Вода просачивается на поля. Лес задерживает ветры и сухие бури.

В лесах живут разные птицы и звери. Тут их дом и корм. Много радости приносит лес человеку. Красив лес и весной, и летом, и зимой. Прекрасен он и тихим осенним днем.

Берегите лес! (77 слов).

Задание:

Разобрать слова по состав

:

приносит, прекрасен.

Данное предложение разобрать по членам предложения, составить схему:

В лесах живут разные птицы и звери.

К слову

лес

подобрать однокоренные слова.

 

 

Тема: Имя существительное.

Русский лес

Красив русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна кленов и осин. В русском лесу нет дерева красивее клена.

Клен растет рядом с могучим дубом, кудрявой березой, трепетной осиной.

Тихо в печальном осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Медленно кружатся и падают с берез легкие желтые листья. Что-то грустное и печальное слышится и видится в опустевшем лесу.

Не хочется уходить из леса и прощаться с золотыми осенними днями. (76 слов).

 

Задание:

Найти и выписать предложение с однородными членами, разобрать по членам предложения.

Разобрать существительные как части речи:

берёзой, в лесу.

 

Тема: Падежные окончания имён существительных

 

Признаки ноября

Наступил ноябрь. Небо стало холодным и хмурым. Вдруг появились и низко над землей проплывают мрачные облака. Тянет холодом. Сильный порыв ветра пригнул к земле тонкие стебли травы и сорвал последние листья. Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю. Ночью среди деревьев слышится шорох. Это идет мелкий неторопливый дождь.

Идет полоса ненастья. Не слышатся песни птиц. Спрятались ящерицы лягушки и жабы. Уснул колючий еж. Готовит себе на зиму берлогу медведь.

Все приготовились к приходу зимы. (80 слов).

 

Задание:

Разобрать существительные как части речи

:

холодом, над землёй.

Данное предложение разобрать по членам предложения:

Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю

.

 

 

Тема: «Имя прилагательное»

 

Зимний лес.

Чудесен и сказочен лес зимой. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Зеленые ветви маленьких и высоких елей покрыты тяжелыми шапками белого снега. Вершины елей и сосен украшены лиловыми шишками.

Вот на стволе одной из ветвистых сосен красногрудый дятел долбит шишку. На ветки слетаются чижи и щеглы. На опушке леса поселились снегири. Они часами сидят на рябине или клене.

Не страшны птицам зимние морозы.

Лес полон жизни! (73 слова).

 

Задание:

Данное предложение разобрать предложение по членам предложения:

На ветки слетаются чижи и щеглы.

Определить род, чи

сло, падеж имен прилагательных:

красногрудый дятел, высоких елей

.

Разобрать по составу

красногрудый

.

.

 

 

Тема: Правописание падежных имён прилагательных.

 

В бору.

По берегам тихой речки Волгуши раскинулся сосновый бор. В окрестности нет красивее леса. Летнее солнце освещает высокие сосны с гладкими стволами. Деревья качают вершинами в голубой лазури. Ничто не нарушает тишины соснового бора. В нём всегда стоит запах хвои. Мягким ковром лежит мох. Около корней старой сосны лисья нора. На моховой подушке краснеют гроздья поздней ягоды брусники. Что за красавец с тёмной головкой на крепкой ножке? Это съедобный гриб боровик. За ним вылезли маслята, рыжики, волнушки. (78 слов.)

 

Слова для справок: ничто, красавец.

 

Задание:

Выписать предложение с однородными членами, разобрать его по членам предложения.

Определить род, число, падеж имен прилагательных:

летнее солнце, мягким ковром, на крепкой ножке.

 

Тема: «Личные местоимения»

 

Русская зима.

Хороши русские снежные зимы! Сверкают на солнце снежные сугробы. Деревья стоят, словно в сказке.

Раздолье птицам в лесу зимой! Вот стайка веселых клестов с приятным свистом расселась на ветвях ели. Они ловко теребят тяжелые шишки и добывают из них семена. Вдруг на скрипучем дереве постучал дятел. Пестрым платочком с шишкой в клюве он перелетел на другое дерево.

У птиц свои заботы. Им хорошо в лесу. (76 слов).

 

Задание:

Подчеркнуть в тексте

местоимения.

Данное предложение разобрать по членам предложения, указать части речи:

Они ловко теребят тяжелые шишки и добывают из них семена.

 

 

 

Тема: «Глагол»

 

Окраска животных.

Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве.

На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.

Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву. Конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд.

(86 слов.) (ПоГ. Снегирёву.)

 

Слова для справок: прижался, зайдёт, среди.

 

Задание:

Определить время и лицо глагола:

защищает, заметишь, качают

.

Подчеркнуть в тексте предложения, которые объясняют названия

рябчик и беляк.

 

 

 

Тема: «Правописание тся и –ться в глаголах.»

 

Великая Волга.

Волга — великая русская река. Это самая большая река в Европе. Исток Волги — маленький ручей. Постепенно ручей расширяется и становится полноводной рекой. Самые большие притоки Волги — Ока и Кама. Зимой Волга покрывается льдом и снегом. Перед началом весны снег темнеет, потом тает. Ломается и начинает двигаться вниз по течению лёд. Великая река разливается и кажется морем. Волга — широкий водный путь. Весной, летом и осенью идут по ней теплоходы, пароходы, баржи. По Волге перевозятся хлеб, нефть, рыба, соль. На Волгу приезжают туристы любоваться красотой реки.

(83 слова.)

 

Задание:

Подчеркнуть в тексте все глаголы.

Определить время и лицо глагола:

темнеет, идут.

Последнее предложение разобрать по членам предложения

.

 

Тема: «Окончание глаголов»

 

Пернатый труженик.

Солнце греет всё сильнее и сильнее. На деревьях скоро будет листва. Из тёплых стран летит первый вестник весны — грач. Для него наступает горячая пора. Целый день он летает с ношей в клюве. Грач чинит своё гнездо. Он тащит сучья, солому, старую траву. Грач делает гнездо для своих птенцов. Он хочет, чтобы гнездо было прочное и удобное. За работой грач иногда забывает про пищу. Он очень спешит. Ведь скоро у него будет новая забота. Надо кормить маленьких птенцов. (77 слов.)

 

Задание:

Подчеркнуть в тексте все глаголы

.

Обозначить окончания и определить спряжение глаголов:

греет, летит,

забывает

.,

 

 

Тема: «Предложение».

 

Пришла весна

Последние дни стояла ясная погода. Днём таяло на солнышке, а ночью мороз доходил до семи градусов. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Три дня и три ночи лил тёплый дождь. Потом ветер затих, и надвинулся густой серый туман. На реке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое солнце, зазвенела молодая трава. Надулись почки калины и липкой берёзы. Залились жаворонки в небе, и прилетели журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая весна. (78 слов)

(По Л. Толстому.)

Задание:

Найти и выписать сложное предложение, разобрать по членам предложения.

Найти и выписать предложение с однородными членами, разобрать его по членам предложения.

 

 

 

 

Контрольное списывание (для III группы обучающихся).

 

Тема: «Состав слова»

 

Польза леса

Лес приносит людям б..льшую пользу. В..сной на п..лях з..ленеют всходы хл..бов. А в л..су еще лежит снег. Здесь он тает медленно. В..да просачивается на поля. Лес задерживает ветры и сухие бури.

В л..сах ж..вут разные птицы и звери. Тут их дом и корм. Много радости приносит лес ч..ловеку. Красив лес и в..сной, и летом, и з..мой. Прекрасен он и тихим осенним днем.

Б..регите лес! (77 слов).

Задание:

В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

К слову

ЛЕС

подобрать однокоренные слова.

 

 

Тема: Имя существительное.

Русский лес

Красив ру..кий лес в ранние осенние дни. На з..лотом фоне л..ствы выделяются пурпурные пятна кленов и осин. В русском л..су нет дер..ва красивее клена.

Клен растет рядом с могучим дубом, кудрявой б..резой, трепетной осиной.

Тихо в печальном осеннем л..су. Шелестит под н..гами сухая листва. Медленно кружатся и падают с б..рёз легкие желтые лист..я. Что-то грустное и печальное слышится и видится в опустевшем л..су.

Не хочется уходить из леса и прощаться с зол..тыми осенними днями. (76 слов).

 

Задание:

Разобрать по составу слова: берёзой, сухая.

 

Тема: Падежные окончания имён существительных

 

Признаки ноября

Наступил н..ябрь. Небо стало х..лодным и хмурым. Вдруг появились и низко над з..млей проплывают мрачные облака. Тянет хол..дом. Сильный порыв ветра пригнул к з..мле тонкие стебли тр..вы и сорвал последние лист..я. Покружилась легкая л..ства в воздухе и легла на землю. Ночью среди д..ревьев слышится шорох. Это идет мелкий неторопливый дожд...

Идет полоса ненастья. Не слышатся песни птиц. Спрятались ящ..рицы, лягушки и жабы. Уснул колючий еж. Готовит себе на зиму берлогу медвед...

Все приготовились к приходу з..мы. (80 слов).

 

Задание:

1. Указать род и число существительных: небо, холод.

2. В предложении Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

 

 

Тема: «Имя прилагательное»

 

Зимний лес.

Ч..десен и сказочен лес з..мой. Над л..сными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы м..лодых б..рез. З..леные ветви маленьких и высоких елей покрыты тяжелыми шапками белого снега. Верш..ны елей и сосен украшены лиловыми ш..шками.

Вот на ств..ле одной из ветвистых сосен красногрудый дятел долбит шишку. На ветки сл..таются чижи и щеглы. На опушке л..са поселились снегири. Они часами сидят на рябине или клене.

Не страшны птицам зимние морозы.

Лес полон жизни! (73 слова).

 

Задание:

1.Данное предложение разобрать предложение по членам предложения: На ветки слетаются чижи и щеглы.

 

 

 

Тема: Правописание падежных имён прилагательных.

 

В бору.

По б..регам тихой речки Волгуши раскинулся сосновый бор. В окрестности нет кр..сивее леса. Летнее со..нце осв..щает высокие сосны с гладкими ств..лами. Д..ревья качают в..ршинами в голубой лазури. Ничто не нарушает тиш..ны соснового бора. В нём всегда стоит зап..х хвои. Мягким к..вром лежит мох. Около к..рней старой с..сны лисья н..ра. На моховой подушке кр..снеют гроздья поздней яг..ды брусники. Что за красавец с тёмной г..ловкой на крепкой ножке? Это съедобный гриб боровик. За ним вылезли маслята, рыж..ки, волнушки. (78 слов.)

 

Слова для справок: ничто, красавец.

 

Задание:

Выписать предложение с однородными членами, разобрать его по членам предложения.

Определить род, число, падеж имен прилагательных:

летнее солнце, мягким ковром, на крепкой ножке.

 

Тема: «Личные местоимения»

 

Русская зима.

Хор..ши русские снежные зимы! Сверкают на со..нце снежные сугробы. Д..ревья стоят, словно в ска..ке.

Раздолье птицам в лесу з..мой! Вот стайка в..селых клестов с приятным свистом расселась на в..твях ели. Они ловко теребят тяжелые шишки и добывают из них с..мена. Вдруг на скрипучем дер..ве постучал дятел. Пестрым платочком с ш..шкой в клюве он переел..тел на другое дер..во.

У птиц свои заботы. Им х..рошо в л..су. (76 слов).

 

Задание:

Подчеркнуть в тексте

местоимения.

Данное предложение разобрать по членам предложения, указать части речи:

Они ловко теребят тяжелые шишки и добывают из них семена.

 

 

 

Тема: «Глагол»

 

Окраска животных.

Ж..вотных защищает цвет. З..мой за..ц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной д..рожке комочек. Не видит его в белом поле л..сица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к зе..мельке. Не заметишь в л..стве.

На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.

Морского конька трудно разглядеть среди зел..ни тр..вы. Он меняет цвет. Осветит луч со..нца морскую тр..ву. Конёк поз..ленеет. Зайдёт солнце за г..ризонт. В..да в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за тр..винку. Волны качают его взад и вперёд.

(86 слов.) (ПоГ. Снегирёву.)

 

Слова для справок: прижался, зайдёт, среди.

 

Задание:

Определить время и лицо глагола:

защищает, заметишь, качают

.

Подчеркнуть в тексте предложения, которые объясняют названия

рябчик и беляк.

 

 

 

Тема: «Правописание тся и –ться в глаголах.»

 

Великая Волга.

Волга — великая русская река. Это самая большая р..ка в Европе. Исток Волги — мален..кий ручей. Постепенно ручей расширяется и становится полноводной р..кой. Самые б..льшие притоки Волги — Ока и Кама. З..мой Волга покрывается льдом и снегом. Перед началом весны сне.. темнеет, потом тает. Ломается и начинает двигаться вниз по течению лёд. Великая р..ка разливается и кажется морем. Волга — широкий водный путь. В..сной, летом и ос..нью идут по ней теплоходы, пар..ходы, баржи. По Волге перевозятся хле.., нефть, рыба, соль. На Волгу приезжают туристы любоваться красотой реки.

(83 слова.)

 

Задание:

Подчеркнуть в тексте все глаголы.

Определить время и лицо глагола:

темнеет, идут.

Последнее предложение разобрать по членам предложения

.

 

Тема: «Окончание глаголов»

 

Пернатый труженик.

Со..нце греет всё сильнее и сильнее. На д..ревьях скоро будет л..ства. Из тёплых стран л..тит первый вестник в..сны — грач. Для него наступает горячая пора. Целый ден.. он л..тает с ношей в клюве. Грач чинит своё гн..здо. Он тащит сучья, с..лому, старую тр..ву. Грач делает гнездо для своих птенцов. Он хочет, чтобы гн..здо было прочное и удобное. За работой грач иногда забывает про пищу. Он очень спешит. Ведь скоро у него будет новая забота. Надо к..рмить маленьких пт..нцов. (77 слов.)

 

Задание:

Подчеркнуть в тексте все глаголы

.

Обозначить окончания и определить спряжение глаголов:

греет, летит,

забывает

.,

 

 

Тема: Повторение: безударные гласные в корне слова; правописание окончаний имён существительных, прилагательных, глаголов; однородные член предложения.

 

 

Пришла весна

Последние дни стояла ясная п..года. Днём таяло на солнышке, а ночью моро.. доходил до семи градусов. Вдруг повеяло тёплым ветром, надвинулись тучи. Три дня и три ночи лил тёплый дожд... Потом веет..р затих, и надвинулся густой серый туман. На р..ке затрещали и двинулись льдины. Но утром выглянуло яркое со..нце, зазеленела м..лодая трава. Надулись почки калины и липкой б..рёзы. Залились жаворонки в небе, и прил..тели журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, заиграли ягнята. Пришла настоящая в..сна. (78 слов)

(По Л. Толстому.)

Задание:

Найти и выписать сложное предложение, разобрать по членам предложения.

Найти и выписать предложение с однородными членами, разобрать его по членам предложения.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×