«АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ».

Автор: Хавшабо Елена Ивановна

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Её успешная реализация предполагает широкое использование разнообразных методик и технологий. К категории эффективных методик можно выбрать арт-терапию.

 Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Термин “Арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом еще в (1938 году) 

 «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет – энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Одним из средств  ознакомления ребенка с искусством в целом является арт-педагогика это объединение областей (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики процесса художественного развития детей. Иначе говоря, терапевтическое рисование в общепринятом понимании. Это деликатная возможность по­наблюдать за ребенком в процессе спонтанного творче­ства, приблизиться к пониманию его интересов, увидеть его внутренний мир.

В настоящее время это направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” самого процесса врачевания. Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии, это оздоровление психики ребенка через творчество.

Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия, цветотерапия, изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста),  релаксация терапия.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных сюрпризов и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий  педагог. Таким образом, арт-терапия  в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получает удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Таким образом, изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей. Это особенно ценно при затруднении в налаживании контактов, использование арт– терапевтических методов позволяет изменить напряженное психоэмоциональное состояние ребенка, сформировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности , создать эмоционально - благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных, положительных эмоций, в целом благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние ребенка.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование акварельными красками, карандашами, восковыми мелками, специальные краски для работы руками, лепка из теста, глины, поделки из бумаги, ткани, природного материала. Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками. Складываются доверительные, доброжелательные отношения с педагогом, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения. В процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Интересно отметить, замкнутые, стеснительные дети, с осторожностью прикасавшиеся к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность. Отметим, что от занятия к занятию взаимодействие участников становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. В целом происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

 

Арт-терапия способствует гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивает коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x