Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Арттерапия для детей раннего возраста | Габова Полина Николаевна. Работа №207167

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Габова Полина Николаевна
Арттерапия в коррекционно-развивающей работе логопеда

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

АРТ-ТЕРАПИЯ. СПЕЦИФИКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМЕ РЕБЕНКА.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован собственно взрослым, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается активная речь и ее понимание. Недостаточность эмоциональных контактов с ребенком может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере и речевом поведении. В этот период арт-терапия является одним из эффективнейших средств осознания и выражения взрослыми своих чувств и своего отношения к ребенку. Для развития речи в этот период наиболее важным является развитие анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, двигательного, что необходимо для лучшего восприятия речи и других средств ранней коммуникации. Общение со взрослыми - главный источник информации для младенца. Для своевременного развития речи взрослые, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.

Арт-терапевтические методы могут помочь решить эту задачу.

Так как арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, младенческого и раннего возраста.

Начинать приобщение малыша к прекрасному можно уже с 6 месяцев, но не раньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически.

Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также к данному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познанию мира.

Проведение арт-терапии предполагает:

1. Использование языка изобразительной экспрессии – во многих случаях применяются музыка, драматическое искусство, движения, танец и другие формы творческой активности человека, при этом, изобразительная деятельность является основополагающей.

2. Необходимо непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (апатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизирует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции, стабилизируют эмоциональное состояние детей, а также наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Арт-терапия развивает представление о деятельности как о игре, а игра неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению взаимоотношений между людьми. Одна из важных функций арт-терапии – создание защищенной, доверительной, комфортной обстановки.

Арт-терапия –это своего рода форма, внутри которой происходит и познавательное, и социально-личностное развитие ребенка; развиваются все сферы личности: эмоциональная, волевая, кгнитивная.

Арт-терапия является основой творческого контакта взрослого и ребенка. Она способствует психоэмоциональному и сенсорному развитию, развитию мелкой моторики и цветовосприятия. Может использоваться в детских лечебно-профилактических учреждениях как со здоровыми детьми, так и при работе с детьми с функциональным и органическим поражением нервной системы.

Ряд исследований, проведенных отечественными учеными, показал, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешно, если происходит в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности, а присутствие близкого взрослого стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность.

Цель совместного творчества взрослого и ребенка - сохранение контакта посредством творческой деятельности.

Задачи:

Развитие

цветовосприятия

.

Сенсорное развитие.

Развитие мелкой моторики.

Психоэмоциональное

развитие.

Профилактика

девиантных

форм поведения в последующие возрастные периоды.

Развитие потребности в общении и сотрудничества

со

взрослым.

Развитие речи.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка.

 

Ощущая цвета и начиная различать их в первый год жизни, ребенок начинает эмоционально реагировать на цвет. Личностное отношение к цвету или сочетанию цветов, определенные цвета и их сочетания вызывают сходные эмоциональные реакции у большинства людей. Положительные эмоции связаны с повышением чувствительности к желтому и красному, при переживании отрицательных эмоций возрастает чувствительность к синему и зеленому. То или иное эмоциональное переживание и даже воспоминание о нем приводит к специфическим изменениям цветовой чувствительности субъекта.

Ребенок еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта.

Приобщая ребенка этого возраста к рисованию необходимо помнить, что ему важно сопровождение взрослого в процессе знакомства с красками: показывать разнообразие вариантов рисования линий, «опредмечивать» каракули ребенка, предоставляя ему все больше самостоятельности. Совместное рисование с взрослым развивает и усложняет творческий процесс. Игры «доизобразительного» периода подготовят ребенка к рисованию: вызовут интерес к процессу изображения, позволят совершенствовать работу руки и развить графические навыки, будут способствовать развитию координации руки и глаза, воображения, а также мотивировать ребенка к общению со взрослым, вызвать положительные эмоции.

Организация занятий и методические рекомендации

Для рисования детей младенческого и раннего возрастов мы использовали краски для печатания (необходима безопасная, нетоксичная гуашь – «пальчиковая». В ее состав входят природные красители, которые не вызывают раздражения кожи. Это пастообразная краска, она плохо разводится водой, но хорошо смывается с рук и отстирывается), детский крем, желе, фломастеры, карандаши.

В деятельности использовали непосредственно ручки ребенка, его пальчики, ножки, различные штампы ( из губки, дерева, ваты и т.д.), после года прибавляли кисть, карандаши, фломастеры.

Детям предлагали рисовать на бумаге (плотная, пористая, слегка шероховатая бумага А4-для детей после года, т.к. мелкая моторика и координация движений детей младенческого возраста еще не достаточно развита и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него, А3, ватман), различных поверхностях (зеркало, поднос, прозрачный барабан, ткань различной фактуры, натянутая на твердую поверхность).

Все занятия проводились с чередованием различных приемов: пояснения, указания, показа, имитации звукового образа в процессе игрового взаимодействия, применение музыкального сопровождения, стихов и потешек, а также использование самых разнообразных демонстрационных и игровых материалов, предметов, игрушек, изображений, что способствовало не только поддержанию внимания детей, но и повышало их речевую активность и способность к развитию речевого общения.

Занятия проводились два раза в неделю, в первой половине дня, учитывая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае если ребенка что-то беспокоит).

Первые занятия, самые непродолжительные и проводились всего две-три минуты. Далее к годовалому возрасту время увеличивали до 10-20 минут . Важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнализировало о завершении занятия.

Также в формировании мотивационной базы речи детей с перинатальным поражением ЦНС наряду с использованием арт-терапии можно применять игры (рисование) с песком, крупой, рисование на запотевшем стекле, зеркале и т.д.

 

Общие разработки занятий по арт-терапии с детьми с перинатальным поражением ЦНС ( младенческий и ранний возраст)

Печатание и рисование красками

В этих играх инструментами для рисования будут собственные ладони малыша, т.к. дети в большинстве случаев хотят познакомиться с красками на практике не с помощью кисточки, а непосредственно руками.

Знакомство с бумагой и красками

Необходим чистый лист бумаги размером А3 и гуашь одного цвета ( желтого, красного, синего, зеленого). Посадить ребенка за стол и положить перед ним плотный белый лист. Взять руки ребенка в свои и погладить ими бумагу. Описать признаки листа. Взять ребенка за запястье правой руки и опустить его ладошку в блюдце с краской. Приложить руку к чистому листу бумаги – на нем останется отпечаток. Цвет отпечатка называть пока необязательно, а ощущения, которые испытывает ребенок, назвать нужно. Еще раз окунуть его руку в гуашь и приложить ладошку к листу несколько раз – на листе окажется много следов. В конце рассмотреть рисунок, эмоционально реагируя.

Знакомство с границами листа

Первые игры только готовят ребенка к творческой деятельности. Он знакомится с бумагой и красками, узнает, что у листа есть границы. Необходимо взять «пальчиковую» краску и лист формата А3, окрасить свою ладонь и оставить след на нем. Окрасить ладошку ребенка и оставить его след на бумаге. Затем предложить оставлять следы на бумаге самому ребенку двумя руками, а самим только подсказывать: «Вот еще место, шлепни ладошкой здесь! Вот еще пустое место», указывая на свободные места на листе. Так ребенок заполнит весь лист бумаги. В следующий раз можно поставить перед ним два блюдца с красками разного цвета – тогда отпечатки получатся двухцветными. Когда рисунок высохнет, спросить у ребенка кто это рисовал и как. Приложить его сухую ладошку к отпечаткам на листе: «Вот как ты рисовал! Вот так ты прикладывал ладошки!».

«Печатаем шаги»

Используя различные игрушки (кукла, кошка, собака), с применением стихов или потешек о них, берем ножки ребенка и окунаем в миску с краской, затем, на предварительно подготовленной на полу дорожке из бумаги (можно использовать рулон обоев) оставляем следы ребенка-ведем в прямом направлении и спиной. Можно выволнять прыжки под музыку, разнообразить занятие другими приемами и методами.

«Фокус»

Парафиновой свечкой на белом картоне нарисовать какой-либо предмет, игрушку, животное или растение. Взрослый, обыгрывая ситуацию с белым листом предлагает ребенку узнать кто на нем спрятался. Используя губку с нанесенной на нее краской ребенок проводит по листу – проявляется рисунок.

«Поляна цветов», «Звездное небо»

Заранее готовим надувной шарик ( зеленого или голубого цвета), который фиксируется в тазике. Обыграв тему занятия, взрослый предлагает, используя штампы из губки или ватки (виде различных цветков, звезд) нарисовать полянку, звездное небо.

Открытка в технике паспарту

Паспарту – рамочка, которую нужно сделать заранее. Для этого в центре листа (формат А4) необходимо нарисовать контур яблока, листа дерева, бабочки машины и т.д. Затем вырезать его. Дать ребенку чистый лист бумаги того же формата, немного пальчиковой краски положить на лист. Пусть ребенок размазывает ее, шлепает по листу ладошками и оставляет следы. Затем положить на лист краску другого цвета. Скоро лист станет разноцветным и ярким ( можно использовать данную технику, используя маркеры, фломастеры, краски и кисти). Далее на глазах у ребенка наклеить паспарту на раскрашенный лист. Ребенок будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую бабочку, машину или листик на белом фоне. Описать картину.

Раскрашивание

Заранее на белом листе нарисовать черным фломастером или маркером большое круглое яблоко ( какое-либо животное, игрушку и т.п.). Рисунок должен занимать половину или треть листа.

Дать ребенку яблоко, пусть он потрогает, понюхает его. Объяснить признаки данного яблока. Затем показать лист бумаги: «Это тоже яблоко. Давай его раскрасим».

Направить окрашенную ладошку ребенка на контур яблока. Показать ему как раскрасить его, подсказать, куда еще нужно шлепнуть ладошкой. Когда рисунок высохнет, дорисовать кисточкой или пальцем стебель и листок. В следующий раз пусть ребенок дорисует данные детали сам.

Закрашивание

Перед началом работы на белом листе надо нарисовать зайчика. Показать нарисованного зайчика ребенку и обыграть сюжет ( «Кто к нам прискакал? Это зайка. Он весело прыгает по полянке : прыг-скок! Вдруг появилась лиса! Она хочет поймать зайчика. Давай поможем ему спрятаться в зеленой траве!»). Можно «спрятать» зайца методом наложения на него окрашенной ладошки ребенка, можно наносить губкой с гуашью широкими мазками поверх изображения или штриховать рисунок кисточкой.

Отпечаток ладони на листе бумаги в данном возрасте можно использовать как элемент рисунка. Главный художник – ребенок, а оформитель рисунка – взрослый. Он дополняет ( своим пальцем, пальцем ребенка, вырезанными из цветной бумаги деталями) след ладошки, и на глазах у ребенка возникают рыбка, цветок, бабочка, ежик, корзинка с грибами, птичка и т.д. Ребенок с интересом наблюдает за тем, что получается. Узнавание реальных предметов возникает не сразу, а только после неоднократного объяснения взрослого. Со временем ребенок, подражая взрослому, сам будет дорисовывать образы. Интерес к процессу оставления на бумаге цветных пятен от ладошек необходимо подкреплять интересом к результату и мотивировкой: «Давай нарисуем ежика или рыбку и подарим Насте ( кому-либо)».

Пример: «Птичка»

Материалы. Гуашь синего цвета. Заготовки для рисунка, вырезанные из желтой бумаги (голова, крылышко, лапка, глаза). Клей ПВА. Кисти.

Предварительная работа.

- Обратить внимание ребенка на птичек в природе, на иллюстрациях.

- Показать на примере иллюстраций отличительные черты у птичек: клюв, хвост, крылья.

- Прочитать ребенку потешки, стихи про птичек.

Рисунок. Опустить левую ладошку ребенка в синюю краску. На белый лист бумаги приложить ладошку с растопыренными пальцами так, чтобы получился яркий отпечаток. Промыть ладошку от краски. Используя вырезанные детали, составить изображение птички вместе с ребенком. Детали закрепить клеем.

 

«Аквариум»

Заранее подготовить ткань, натянутую на твердую поверхность. На ней нарисовать водоросли, снизу, предварительно налив клея, посыпать землей (получили аквариум). Проведя предварительную работу, ребенку предлагается выпустить в аквариум рыбок, используя свои ладошки.

 

«Цветочки на полянке» (в вазе), «Грибы на опушке» (корзина с грибами), «Зеленые елочки», «Петушок» и т.п.

В данных темах можно использовать способ дорисовки и доклеивания.

« Цветочки на полянке»

Материалы. Гуашь зеленого цвета. Заготовки для рисунка, вырезанные из зеленой, синей, желтой, красной бумаги (цветы, листья, стебельки, кружок для серединок цветов, вырезанные дыроколом). Клей ПВА .Кисти.

Предварительная работа.

- Показать ребенку на иллюстрациях, в природе различные цветы. Обратить внимание на их окраску.

- Предложить ребенку рассмотреть вырезанные заготовки цветов. Еще раз показать ребенку изображения на иллюстрациях и попросить его найти последовательно желтые, синие цветы ( если не знает, то самим показать).

- На примере вырезанных полосок и овалов из зеленой бумаги рассказать о стебельках и листочках. Пусть ребенок сравнит их со своими пальчиками.

Рисунок.

Опустить левую ладошку ребенка в зеленую краску. На белый лист бумаги приложить ладошку с растопыренными пальцами. Зеленый след от ладошки – это трава на полянке. Используя вырезанные из цветной бумаги детали, составить изображения цветочков на полянке вместе с ребенком. Детали закрепить клеем.

К одному и тому же образу можно время от времени возвращаться, предлагая краски другого цвета. Главное каждый раз предоставлять ребенку все больше творческой свободы и самостоятельности. Обращать внимание на то, что рыбки, которых вы напечатали неделю назад , и рыбки, которых вы напечатали сегодня, разные. Необходимо говорить с ребенком, объяснять ему, что у вас получилось.

 

Рисование маркерами, фломастерами, карандашами, кисточкой и красками

 

Важно обращать внимание ребенка на предметы и явления, в которых можно заметить движение. Сменяемость явлений в окружающей действительности подчиняется определенному ритму и чередованию: светило солнышко – пошел дождь; капли дождя капают – кап-кап-кап. В наблюдениях накапливаются жизненные впечатления, обогащается сенсорный опыт. Ритм этих движений и смену явлений можно перенести в рисунок. Важно, чтобы ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов и явлений ритмом мазков, штрихов, цветных пятен, обучаясь располагать их на листе. Повторяющиеся движения несложны, но быстро находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Взрослый подключается к рисунку ребенка и вносит конкретное содержание. Предлагаемые занятия можно назвать ритмизированным рисованием.

 

Пример «Дождик».

На прогулке, в группе (во время дождя) обратить внимание на тучи, дождь и как он идет. Предложить ребенку его нарисовать. Для этого надо выбрать маркер синего цвета.

На листе бумаги (формат А3) нарисовать тучи, а затем – отрывистые линии (капли дождя). Прочитать стихотворение.

Много в небе серых туч,

И не виден солнца луч.

Дождик-дождик:

Кап-кап-кап.

Мы рисуем:

Так-так-так. (Н. Урядницкая)

Или спеть песенку.

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Если движения ребенка пока робкие, неуверенные, необходимо взять его руку в свою и оставить несколько штрихов. Рисуя, надо делать паузу перед словами «кап-кап-кап» и «»так-так-так». Со временем ребенок будет проговаривать эти слова, а скоро выучит и все стихотворение.

 

«Дорога»

На прогулке обратить внимание ребенка на следы, оставленные на дороге, песке, снегу. Сказать: «Мы шли по дорожке и оставили вот такие следы». Показать следы других детей.

Взять несколько листов формата А4 и положить их перед собой и ребенком. Начать рисовать дорогу (длинные линии) маркерами и фломастерами любого яркого цвета, при этом читать стихотворение.

Полоса, полоса

Убегает в небеса.

И по этой по дорожке

Побежали твои ножки:

Топ-топ-топ. (Н. Урядницкая)

При произнесении последних двух строчек маркером того же цвета нарисовать короткие отрывистые линии, которые напоминают следы. Рассмотреть рисунок вместе с ребенком, спросить: «Где дорога?». Затем взять руку ребенка в свою и пальцем провести по длинной полоске: «Вот какая длинная дорога! А теперь сам покажи, где дорога. Покажи следы твоих ножек. Как шагали ножки? Топ-топ-топ».

Примерные занятия: «Дым» (рисунок с домом: дом-это квадрат, крыша-треугольник, труба-маленький прямоугольник. Пусть ребенок покажет части из которых состоит дом), «Улитка». Ближе к двум годам дети осваивают вращательные, спиралевидные движения. Если у ребенка появились такие движения надо подсказать ему, что это напоминает. Также необходимо знакомить детей с понятиями «большой-поменьше-маленький», показывая и называя нарисованных совместно разных по размеру улиток – папу, маму и деток.

Все занятия по арт-терапии можно видоизменять, меняя методы и приемы, применяя различные техники рисования, использовать в работе фантазию, творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×