Статья А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. Автор: Хасанова Алсу Абузаровна

Автор: Хасанова Алсу Абузаровна
Технологическая карта

урока литературное чтение  в 3 классе по теме

 

«А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


Автор: Хасанова Алсу Абузаровна
Технологическая карта
урока литературное чтение в 3 классе по теме
А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане…
Тема урока
А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане…
Тип урока
Урок открытия нового знания
Цель урока
- сформировать у учащихся представления о произведение А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане…, уделив внимание грамотному, выразительному чтению и определению категорий добра и зла в тексте.
Формирование УУД:
Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текстов)
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать последовательность действий в соответствии с поставленной задачей на уроке и оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные: эффективно работать в группе и парах - устанавливать рабочие отношения, сотрудничать, учиться договариваться и приходить к общему решению.
Личностные: Способность к самооценке.
Ресурсы
Учебник Литературное чтение. 3 класс, 2 часть. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., толковый словарь Ожегова., презентация, раздаточный материал.
Этапы урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Приветствие учащихся.
- Добрый день, ребята! Вы узнали кто я? Меня зовут А.С.Пушкин. Вы когда нибудь слышали обо мне? А что вы можете обо мне сказать? Сегодня я хотел пригласить вас к себе в гости. Мы отправимся с вами в 19 век.
Но перед тем как мы отправимся, я хочу что бы вы улыбнулись друг – другу. Подумайте о чем нибудь добром, хорошем. Мы с вами попытаемся поработать именно так – по - доброму! И я уверен, что все наши хорошие мысли воплотятся в наш урок.
- Как вы уже сказали, я великий русский писатель. Родился в 1799г. в Москве, в семье образованной интеллигенции. Рос я в творческой среде, среди книг, что имелись в библиотеке моего отца. Мне с детства прививали любовь к чтению. С детства самым близким для меня человеком была простая крестьянская женщина, моя няня, Арина Родионовна, которую я очень любил. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, от нее я впервые услышал замечательные русские сказки, которые вдохновили меня на поэзию.
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место,
2. Речевая разминка
Коммуникативные:
сотрудничество в парах
Регулятивные: контроль речи, оценка деятельности.
- Каждый поэт и просто грамотный человек должен красиво разговаривать. Поэтому всегда важно следить за четким произношением своей речи. Моим любимым занятием в детстве было – учить скороговорки. Я хочу и вас познакомить с моим любимым занятием. У каждого из вас на столе лежит скороговорка. Прочитайте 3 раза ее про себя. Вам дается 30 сек.
- А теперь развернитесь друг к другу. Участники под №1 читает свою скороговорку участникам под №2. № 3 читает №4 .
- Оцените работу своего партнера. У вас на столе имеются карточки для оценивания ваших ответов. Обменяйтесь ими.
Выбирают одну скороговорку.
готовятся к чтению. Работают в парах. Оценивают деятельность своего партнера.
3. Актуализация знаний
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
- Теперь я предлагаю вам прослушать мелодию и подумать, над каким жанром будем сегодня работать.
- Верно! А вы любите читать сказки? Знаете ли вы мои сказки? Сейчас я это проверю. У каждой группы на столе лежит перевернутый лист бумаги с заданием № 1, на которых напечатаны отрывки из моих произведений. Ваша задача прочитать свой отрывок, а остальным угадать, как называется сказка. Активность групп в течении нашей работы я буду фиксировать на доске.
(Вам даётся 1,5 минуты для подготовки – выберете чтеца, который сначала зачитает текст вам, а затем остальным группам).
Начнем с первой группы.
(1 – желтые, 2- синие, 3-красные, 4 зеленые, 5 -розовые )
Угадывают жанр сказки. Работа в группах. Учащиеся называют название сказок.
4. Постановка учебной задачи
Регулятивны:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Сегодня мы ближе познакомимся с этим произведением Сказка о царе Салтане
- А какую же цель мы можем поставить перед собой?
Учащиеся: изучить сказку о царе Салтане и узнать ее главных героев.
Учащиеся самостоятельно выдвигают цели. Рассуждают.
5. Открытие нового знания
Регулятивные:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение
структуризировать знания.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.
- Сегодня вы побудите настоящими писателями и сами сможете создать собственную книгу, в которой опишите героев. Создавать мы ее будем в ходе нашей работы. Но так как сказку я писал в 19 веке, в тексте много устаревших слов. Перед тем как мы с вами начнем чтение сказки, я хотел бы с вами разобрать некоторые сложные слова. Где можно найти значения слов? ( в толковом словаре)
Слова из первого отрывка сказки.
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Аршин (см. учебник)
А теперь разверните свои листочки. Перед вами появилось дерево предсказаний. Многие из вас уже знакомы со сказкой о царе Салтане. А можете ли вы назвать основных героев?
В каждой сказке присутствуют как положительные, так и отрицательные герои.т Давайте мы с вами попробуем предположить, какими являются каждый из названных нами героев. Выдвигайте свои предположения.
- Но это лишь предположения. Для того, чтобы подтвердить наши варианты, нам нужно познакомится с текстом и найти доказательства наших гипотез. Сейчас я раздам вам часть своей сказки, над которой я усердно работал. Ваша задача найти в ней доказательна характеристик наших героев. Вам дается 6 минут. Работать вы будете в парах.
- Время вышло. Приступим к работе. Начнем с царя Салтана. Верно ли наше предположение о том, что он положительный герой? Докажите цитатой из текста.
- Можем ли мы описать Гвидона и царевну –лебедь?
- Почему?
-Вы верно отметили, так как я дал вам лишь часть своего произведения. Остальное произведение, как оставшихся героев, вы изучите на следующих занятиях.
Встретились ли вам в тексте не понятные слова? Давайте разберем их.
- Мы с вами очень хорошо поработали. Пришло время отдохнуть. Давайте сделаем сказочную разминку. Встали.
Словарная работа. Работа со словарями
Учащиеся перечисляют героев.
Учащиеся выдвигают свои гипотезы
Учитель раздает свитки с текстом и учащиеся приступают читать текст и искать ответы.
Учащиеся обосновывают мнение о каждом герое. О Гвидоне и царевне – лебеде сказать не могут.
- нет
Учащиеся: Так как о них не идет речь в тексте.
6.Физкультминутка.
Личностные: самоопределение
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует царица
Станет талия как спица,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Гвидоновы слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Бабариха даст совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Чтобы текст легко читать,
Глазки нужно нам размять.
Повторяем все движенья,
Начинаем упражненье.
(физминутка для глаз)
Дети выполняют соответствующие движения.
7. Первичное закрепление
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение
структурировать знания.
Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- Садимся на свои места. Я увидел, что осмысленно читать текст вы умеет, Теперь я хочу проверить умеете ли вы ориентироваться в тексте. Я разбил нашу сказку на множество частей. Каждой группе дается отрывок, поделенный на 4 части. В группах вам нужно установить последовательность частей и выразительно воспроизвести отрывок. Собрав все части, у нас появится единый текст. Начинаем работу, вам дается 3 минуты.
- Начинаю читать я, а вы слушайте внимательно и продолжайте за мной.
Работа по выразительному чтению.
- анализ
- Молодцы! Давайте проверим, хорошо ли мы с вами поняли данный отрывок.
-Каждая группа получает конверт с вопросами. Перед вами встает задача ответить на эти вопросы используя текст из учебника.
На эту работу я даю вам 2 минуты. Приступаем.
- Молодцы, я вижу какие вы смышленые ребята! Но активнее всего работала сегодня группа номер ____. За что они получат оценку 5. Достигли ли мы поставленных целей работы?
Дети работают с деформированным текстом в группе.
Выразительное чтение сказки.
Дети анализируют текст отвечая на вопросы.
8. Рефлексия деятельности.
Регулятивные:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
- В начале урока мы с вами поставили перед собой цели. Скажите, пожалуйста, достигли ли мы их на уроке?
- У вас на столах лежат смайлики. Оцените ими свою индивидуальную работу на уроке. У вас два варианта – я работал хороши, либо мне нужно стараться.
- А теперь оцените работу своей группы.
- Были ли у вас трудности при изучении нового материала?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Наше занятие я хочу закончить следующими словами Книга – это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле
Дети показывают смайлики
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x