Аспекты здоровьсберегающего урока химии ☼
Автор: Елена
Аспекты зоровьесберегающего урока химии.
Афанасьева Е.Н.
МБОУ «СОШ №11» города Губкина Белгородской области
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Актуальность данной проблемы бесспорна. Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель жизни общества и государства, который отражает не только настоящую ситуацию, но и формирует прогноз на ее развитие в будущем.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Одной из главных составляющих национального проекта «Наша новая школа» является здоровье школьников. В документе отмечено: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». [1]
Здоровье ученика можно считать в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся во многом определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Здоровьесбережение в образовательном процессе понимается как деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся [2]. Изучение источников, посвящённых различным аспектам сохранения здоровья учащихся, позволяет выделить следующие условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке:
- применение педагогических технологий, учитывающих психологические особенности ребенка;
- здоровьесберегающая организация урока;
- воспитание у школьников стремления к здоровому образу жизни, развитие здоровьесберегающих компетенций учеников;
- формирование на уроке благоприятного социально-психологического климата как условие сохранения психического здоровья ребёнка.
Создание этих условий нужно рассматривать как комплексную систему, которая включает в себя оздоровительно-образовательное, коррекционно-развивающее, образовательно-воспитательное и оздоровительно-физкультурное направления работы [2].
Химия является одним из самых сложных предметов в школе. По шкале трудности (по И. Г. Сивкову) она стоит на третьем месте (9 баллов из 11). Для создания здоровьесберегающей среды в своей педагогической деятельности здоровьесберегающей направленности я применяю следующие образовательные технологии. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, который необходимо строить в соответствии с динамикой внимания учащихся и учетом времени для каждого задания. Во избежание усталости учащихся на своих уроках чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.д. Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаю в урок двигательную активность. В своей работе использую гимнастику для глаз, рук, различные упражнения, которые улучшают кровообращение головы. В настоящее время известно более тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм [3].
У здоровья человека есть несколько важных составляющих, одна из них – здоровье психическое. Оно напрямую зависит от микроклимата на уроках. На своих уроках стараюсь выстраивать отношения уважения к личности ребенка, исключить или свести к минимуму стрессовые ситуации. Для снятия эмоционального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических фактов и отступлений. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление способствуют формированию
психологического комфорта, эмоциональной приподнятости и работоспособности класса, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды на уроках зависит от грамотно организованной педагогической деятельности учителя. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребёнка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.
Список литературы
1. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. – №1. – С.48 – 59
2. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И Севрук, Е.А. Юнина [Текст] // Школьные технологии, – 2004. – №2. С. 200-207.
3. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье ученика: психологические установки и упражнения (книга).-М.: Владос, 2004.-161с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.