Ассоциативный метод - КРОССЕНС | Яровая Марина Анатольевна. Работа №207538
Автор: Яровая Марина Анатольевна
Ассоциативный метод развивающей технологии- Кроссенс .
Кроссенс- это ассоциативная головоломка способствующая развитию логического и творческого мышления, познавательной инициативы.
Слово «кроссенс» в переводе означает «пересечение смыслов».
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс это набор картинок.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
1 слайд (название)
Ассоциативный метод развивающей технологии- Кроссенс .
2слайд.
Кроссенс- это ассоциативная головоломка способствующая развитию логического и творческого мышления, познавательной инициативы.
Слово «кроссенс» в переводе означает «пересечение смыслов».
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс это набор картинок.
Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Игра «кроссенс» на основе деятельностного подхода формирует креативность, сотрудничество, коммуникацию, критическое и логическое мышление детей.
3 слайд.
Этот метод, разработали наши соотечественники Сергей Федин - писатель, педагог, математик и Владимир Бусленко - доктор технических наук, художник и философ.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь"
4 слайд.
Актуальность использования метода в ДОУ была обусловлена тем, что для того чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых.
С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
5 слайд.
Кроссенс это поле из 9 клеток, по принципу игры в крестики нолики, каждое поле в квадратиках заполнено картинками, объединенных по смыслу разными способами.
Для отгадывания кроссенса необходимо провести ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Восемь изображений расставлены таким образом, что каждая картинка может иметь связь с последующей, или только с центром, а в самом центре скрыта основная мысль. В ассоциативном ряду можно использовать только существительные.
6 слайд.
Детям младшего дошкольного возраста тяжело разгадывать сразу большой кроссенс , поэтому для подготовки к работе с кроссенсом им предлагались сначала 2 ассоциативные картинки, в которых дети должны были установить связь двух предметов или объектов.
Когда дети осваивали небольшие ассоциативные цепочки, им добавлялись еще картинки.
Давайте с вами рассмотрим начальный этап подготовки к разгадыванию кроссенса.
7 слайд.
Вот например в младшем дошкольном возрасте нужно было провести ассоциацию между двумя картинками и разгадать что их объединяет.
Избушка на курьих ножках- (ноги, конечности) -курица;
8 слайд.
Для среднего дошкольного возраста количество картинок увеличивалось.
Вот например необходимо было провести ассоциативную связь трех картинок и понять, что их объединяет.
Дверь----машина-----ключи------(замок, замочная скважина)
9 слайд.
Для усложнения предлагалась ассоциативная цепочка, которая не концентрируется в одном смысле, а дополняет и замыкает цепочку, начиная все с начала.
Росток – солнце – лампа - груша.
Давайте попробуем провести ассоциативную цепочку.
10 слайд.
Для того чтобы составить кроссенс необходимо:
Определить тематику, общую идею.
Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
Подобрать существительные, объединенные по смыслу
.
Подобрать изображения, иллюстрирующие
существительные.
Замена прямых образов
символическими
.
Построить ассоциативную связь между образами.
Кроссенс
готов.
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ребенок обоснует свою версию.
11 слайд.
Читать кроссенс можно двумя способами:
Первый способ- проведение ассоциаций слева направо, далее двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 9. По желанию автора он может быть связан со всеми изображениями в кроссенсе.
Второй способ- называется «к центру » , где центральное изображение связано со всеми картинками, а те в свою очередь определяют единую тематику.
12-13 слайд.
Давайте рассмотрим эти варианты чтения кроссенса.
14 слайд.
Применение кроссенса в НОД и различных режимных моментах способствует:
развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;
проявлению креативности;
развитию коммуникативных и регулятивных умений;
формированию навыков работы с информацией;
повышению интереса к познавательной деятельности.
15 слайд.
Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить в деятельности воспитателя смену приоритетов, продиктованных целями современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ребенка.