Статья Ассоциативный метод - КРОССЕНС. Автор: Яровая Марина Анатольевна

Автор: Яровая Марина Анатольевна
Ассоциативный метод развивающей технологии- Кроссенс .

Кроссенс-  это ассоциативная головоломка способствующая развитию логического и творческого мышления,  познавательной инициативы.

 Слово «кроссенс» в переводе означает  «пересечение смыслов».

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс это набор картинок.

Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.


Автор: Яровая Марина Анатольевна

1 слайд (название)

Ассоциативный метод развивающей технологии- Кроссенс .

2слайд.

Кроссенс- это ассоциативная головоломка способствующая развитию логического и творческого мышления, познавательной инициативы.

Слово «кроссенс» в переводе означает «пересечение смыслов».

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс это набор картинок.

Кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Игра «кроссенс» на основе деятельностного подхода формирует креативность, сотрудничество, коммуникацию, критическое и логическое мышление детей.

3 слайд.

Этот метод, разработали наши соотечественники Сергей Федин - писатель, педагог, математик и Владимир Бусленко - доктор технических наук, художник и философ.

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь"

4 слайд.

Актуальность использования метода в ДОУ была обусловлена тем, что для того чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых.

С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

 

 

5 слайд.

Кроссенс это поле из 9 клеток, по принципу игры в крестики нолики, каждое поле в квадратиках заполнено картинками, объединенных по смыслу разными способами.

Для отгадывания кроссенса необходимо провести ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Восемь изображений расставлены таким образом, что каждая картинка может иметь связь с последующей, или только с центром, а в самом центре скрыта основная мысль. В ассоциативном ряду можно использовать только существительные.

 

6 слайд.

Детям младшего дошкольного возраста тяжело разгадывать сразу большой кроссенс , поэтому для подготовки к работе с кроссенсом им предлагались сначала 2 ассоциативные картинки, в которых дети должны были установить связь двух предметов или объектов.

Когда дети осваивали небольшие ассоциативные цепочки, им добавлялись еще картинки.

Давайте с вами рассмотрим начальный этап подготовки к разгадыванию кроссенса.

7 слайд.

Вот например в младшем дошкольном возрасте нужно было провести ассоциацию между двумя картинками и разгадать что их объединяет.

Избушка на курьих ножках- (ноги, конечности) -курица;

8 слайд.

Для среднего дошкольного возраста количество картинок увеличивалось.

Вот например необходимо было провести ассоциативную связь трех картинок и понять, что их объединяет.

Дверь----машина-----ключи------(замок, замочная скважина)

 

9 слайд.

Для усложнения предлагалась ассоциативная цепочка, которая не концентрируется в одном смысле, а дополняет и замыкает цепочку, начиная все с начала.

Росток – солнце – лампа - груша.

Давайте попробуем провести ассоциативную цепочку.

10 слайд.

Для того чтобы составить кроссенс необходимо:

Определить тематику, общую идею.  

Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

Подобрать существительные, объединенные по смыслу

.  

Подобрать изображения, иллюстрирующие

существительные.

Замена прямых образов

символическими

.  

Построить ассоциативную связь между образами.  

Кроссенс

готов.

Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.

Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ребенок обоснует свою версию.

11 слайд.

Читать кроссенс можно двумя способами:

Первый способ- проведение ассоциаций слева направо, далее двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 9. По желанию автора он может быть связан со всеми изображениями в кроссенсе

Второй способ- называется «к центру » , где центральное изображение связано со всеми картинками, а те в свою очередь определяют единую тематику.

12-13 слайд.

Давайте рассмотрим эти варианты чтения кроссенса.

 

 

14 слайд.

Применение кроссенса в НОД и различных режимных моментах способствует:

развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;

проявлению креативности;

развитию коммуникативных и регулятивных умений;

формированию навыков работы с информацией;

повышению интереса к познавательной деятельности.

15 слайд.

Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить в деятельности воспитателя смену приоритетов, продиктованных целями современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ребенка.

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x