Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Автоматизация звуков ☼ | Пинчук Виталина Васильевна. Работа №239144

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пинчук Виталина Васильевна
автоматицация звуков

Материал для закрепления звуков [л]-[л’]

Повтори слоги: ла, ло, лы, ал, ол, ул, ыл,ля, лё, лю, ли, ле, аль, уль, ала, алу, аля, але, але, ала.

Повтори шутки-чистоговорки:

Ла-ла-ла - у меня юла, лю-лю-лю – я на диване сплю,

Ал-ал-ал – Вова днем не спал, ил-ил-ил – я котенка напоил,

Ло-ло-ло – в комнате тепло, ли-ли-ли – мы в кино пошли,

Ол-ол-ол – садимся мы за стол, ел-ел-ел – Вова кашу ел,

Лу-лу-лу – шкаф стоит в углу, ле-ле-ле – посуда на столе,

Ул-ул-ул – Петя губы надул, Оль-оль-оль – мы покупаем соль,

Лы-лы-лы – у нас чистые полы, аль-аль-аль – замените нам педаль,

ыл-ыл-ыл – суп давно остыл, ель-ель-ель – мы пьем кисель,

ля-ля-ля – виднеются поля, ыль-ыль-ыль – в шкафу стоит бутыль.

ял-ял-ял – книгу Петя взял,

Повтори чистоговорки и скороговорки:

Мылась Мила мылом; Поля поле полет.

Коля колья колет; Иголка, иголка, ты остра и колка.

Около кола колокола; Сел и все съел.

Кол около стола. Стол около кола.

 

Завизжала пила, Наскочила на сучок,

Зажужжала, как пчела, Лопнула и стала,

Пропилила кусок, Начинай сначала.

 

-Сколько Савва скушал сала?

-Сколько с Колькой, столько с Толькой.

Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значение, предложите ребёнку повторить:

Много слов, да мало дела. Гол как сокол.

Кончил дело – гуляй смело. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Ел не ел, а за столом сидел. Человек мал, да до луны достал.

Палец слаб, а кулак силен. Либо будет, либо нет, либо дождик, либо снег.

Было да сплыло. Маленькое дело лучше большого безделья.

Голод и волка из леса гонит.

Прочитайте ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Заблудились.

Коля и Клава пошли за ландышами в лес. Когда они шли домой, они заметили в кустах лисенка. Дети хотели поймать его, но лисенок ловко, вильнув хвостом, убежал от них. Коля и Клава долго ловили, но так и не поймали его. Бегая за лисенком, они не заметили, как очутились далеко от дома и заблудились. Пошел дождь, стало темно и холодно. Клава испугалась темноты и заплакала. Коля успокоил Клаву, дал ей свой плащ. Когда стало светло, они отыскали знакомую лужайку и поспешили домой.

Вопросы: зачем пошли Коля и Клава в лес? Кого они увидели в кустах? Кого хотели поймать дети? Поймали Коля и Клава лисенка? Что случилось с детьми? Чего испугалась Клава? Что сделал Коля, Чтобы Клава не плакала? Когда дети нашли лужайку?

Выучите с ребенком стихотворение.

Птичка летает, Где же ты, птичка?

Птичка играет, Где ты, певичка?

Птичка поет. В дальнем краю

Птичка летала, Гнездышко вьешь ты;

Птичка играла, Там и поешь ты

Птички уж нет! Песню свою.

В.А. Жуковский

 

Материал для закрепления звуков [р]-[р’]

Повтори слоги: Ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр, ря, рё, рю, ре, арь, орь, урь, ара, аро, ары, аря, арё, арю,аре, ора, оро, ору, оры.

Повтори шутки-чистоговорки:

Ра-ра-ра – домой идти пора, рю-рю-рю – я компот варю,

Ар-ар-ар – стоит самовар, ер-ер-ер – дядя Петя Офицер,

Ро-ро-ро – неси сюда ведро, ри-ри-ри – на ветках снегери,

Ор-ор-ор – Вова несет топор, ёр-ёр-ёр – на стене ковёр,

Ру-ру-ру – начинаем мы игру, ре-ре-ре – стоит дуб на горе,

Ур-ур-ур – щенок гоняет кур, арь-арь-арь – у меня горит фонарь,

Ры-ры-ры – в беседке комары, орь-орь-орь – ты со мной не спорь,

ыр-ыр-ыр – мы едим сыр, ырь-ырь-ырь – Виря – богатырь,

ря-ря-ря – тащите пискаря, ерь-ерь-ерь – мы чиним дверь.

Ир-ир-ир – мы пьем кефир,

Предложите ребенку повторить чистоговорки и скороговорки:

Топоры остры до поры.

Трое трубачей трубят в трубы. На дворе трава, на траве дрова:

По бревну бобры бредут. Раз дрова, два дрова -

В озере – карп, а в море – краб. Не руби дрова на траве двора.

Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

На безрыбье и рак – рыба. За правду стой горой.

Терпенье и труд все перетрут. На воре шапка горит.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. Семь раз примерь, а один раз отрежь.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Прочитайте ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Ира Крутова.

Ире Крутовой четыре года. Утром мама провожает Иру в детский сад, а сама идет на рабату. В саду у Иры много друзей, но играет она всегда с Ромой. Рома хороший товарищ, он хорошо рисует и поет. Вечером мама возвращается с работы, заходит за Ирой в детский сад, и они вместе идут домой. Дома Ира помогает мама: она убирает комнату, вытирает посуду, кормит кошку Мурку.

Вопросы: сколько лет Ире Крутовой? С кем играет Ира в детском саду? Почему Ира играет в детском саду с Ромой? Когда возвращается Ира домой? Чем занимается Ира дома?

 

Выучите с ребенком стихи:

Надо, надо умываться Наш петух кричит за реку

По утрам и вечерам, По утрам старается,

А нечистым трубочистам – Верит он: от «ку-ка-ре-ку»

Стыд и срам! Стыд и срам! Солнце загорается.

К. Чуковский М. Беляев

 

Барабанщик.

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

А. Барто.

 

 

Материал для закрепления звуков [с]-[с’]

Попросите ребенка повторить за вами слоги: са, со, су, сы, ся, се, сю, си, ас, ос, ус, ыс, яс, ес, юс, ис, аса, асо, асу, асы, оса, осу, осы.

Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

Са-са-са – бегает лиса, Се-се-се – ленточке в косе,

Ас-ас-ас – свет в окне погас, ес-ес-ес – у нас хвойный лес,

Со-со-со – мне дали колесо, си-си-си – подъехало такси,

Ос-ос-со –на палубе матрос, ис-ис-ис – мама моет рис,

Су-су-су – ягоды в лесу, ась-ась-ась – плавает карась,

Ус-ус-ус – на елке много бус, усь-усь-усь – к нам подходит гусь,

Сы-сы-сы тикают часы, ось-ось-ось – на поляне лось,

ыс-ыс-ыс – кот ловит крыс, ысь-ысь-ысь – в капкане рысь.

Прочитайте чистоговорки и скороговорки (сначала в медленном темпе, потом в умеренном, далее в несколько ускоренном). Ребенок должен повторить их также.

У Саньки новенькие санки, Сидел воробей на сосне.

У Сени и Сани в сетях сом с усами. Заснул – и свалился во сне.

Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой. Если б он не свалился во сне -

Везет Сенька Саньку с Сонькой в санках; До сих пор бы сидел на сосне.

Санки скок, Сеньку с ног,

Саньку в бок, Соньку в лоб –все в сугроб.

Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

Не в свои сани не садись.

Как волка не корми, а он все в лес смотрит.

Сова о сове, а всяк о себе.

Береги нос в сильный мороз.

У кого нет совести – нет и стыда.

Где густо, где пусто, где нет ничего.

Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

В саду.

Костя и Света работают в саду. Они помогают папе строить беседку. Костя носит доски, а Света убирает мусор. К обеду беседка была построена. В беседку поставили стол и две скамейки, Вокруг беседки дети посадили несколько кустов красной смородины. В саду стало уютно и красиво.

Вопросы: где работают Костя и Света? Кому они помогают строить беседку? Что делает Костя? Что делает Света? Когда была построена беседка? Что поставили в беседку? Что посадили дети вокруг беседки? Как стало в саду?

Выучите с ребенком стихотворения:

Мороз рисует красками, Кискино горе

Мороз рисует инеем,

Бывают щеки красными, Плачет киска в коридоре.

Цветы на стеклах – синими. У нее большое горе

В сугробах звезды ясные Злые люди бедной киске

Горят, переливаются… Не дают украсть сосиски.

Бывают дни прекрасные, Б. Заходер

Зимою называются.

А. Ивахнов

 

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти, Как-то четверо ребят

Небо ветвями хотят подмести С горки покатились.

Чтобы в течение года Двое в саночках сидят,

Ясной стояла погода. Сколько в снег свалилось?

И. Токмакова Н. Кончаловская.

Материал для закрепления звуков [з]-[з’]

Предложите ребенку повторить слоги: за, зо, зу, зы, зё, зю, зи, зе, аза, азо, азу, оза, озо, озя, ози, озе.

Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

За-за-за – надвигается гроза, зы-зы-зы - давно не было грозы,

За-за-за – у Кати карие глаза зе-зе-зе – дай воды козе,

Зу-зу-зу – Вова на возу, зе-зе-зе – в клетке шимпанзе,

Зу-зу-зу – ручеек течет внизу, зи-зи-зи – к дому подвези,

Зы-зы-зы - вымыли тазы, зи-зи-зи – кубики вези.

Прочитайте чистоговорки и скороговорки (сначала в медленном темпе, затем в умеренном, потом быстро). Ребенок должен повторить их также.

У маленькой Зины бузина в корзине.

К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.

Зинин звонок звенит звонко.

Видит волк козу – забыл и грозу.

У Зои коза под замком.

Прочтите пословицы, поговорки, объясните их:

Мал золотник, да дорог.

Зима не без морозов.

Одной рукой узла не развязать.

Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Обезьянка Руза.

Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавно играть, передразнивать Зоиных знакомых Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь. Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела.

Вопросы: кого папа привез из Африки? Как назвала Зоя обезьянку? Что умела делать Руза? Чему научила Зоя обезьянку, когда Руза заболела? К кому возила Зоя обезьянку ? Благодаря чьим заботам Руза выздоровела?

Выучите с ребенком стихотворения:

Резиновая Зина

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине привезли,

Она была разиня, резиновая Зина

Упала из корзины, измазалась в грязи,

Мы вымоем в бензине резиновую Зину

И пальцем погрозим:

«Не будь такой разиней, резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин!»

А. Барто

 

Зеленая песенка

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок, я несу,

Зеленая шишка под елкой молчит,

Зеленая музыка где–то звучит –

Зеленый кузнечик в зеленой стране

Играет зеленую песенку мне.

А. Стройло.

Материал на закрепление звука [ц]

Предложите ребенку повторить слоги: ац, оц, уц, ыц, ец, иц, ца, цо, цу, цы, це, ци, аца, ацо, ацу, оца, оцо, оцу, уца, аци, аце, оце, оци, уце.

Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

Ца-ца-ца – магазин без продавца, цы-цы-цы - помойте огурцы,

Ца-ца-ца – это комната отца, цы-цы-цы- мы хорошие пловцы,

Цу-цу-цу - дали комнату певцу, це-це-це – много зерен в огурце,

Цо-цо-цо – мы выходим на крыльцо, це-це-це – отдыхаем на крыльце,

Цо-цо-цо – знакомое лицо, ец-ец-ец – Вова молодей,

Цу-цу-цу –мы едем по кольцу, иц-иц-иц – для уколов нужен шприц.

Прочитайте скороговорки и скороговорки (сначала в медленном темпе, затем в умеренном, потом в быстром). Ребенок должен повторить их так же.

Молодец птенец, не боится овец.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Прочитайте пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

Что летом родится, зимой пригодится.

Как аукнется, так и откликнется.

Где тонко, там и рвется.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Прочитайте ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Нина Цветкова.

Дом, в котором живет Нина Цветкова, расположен в центре города. Недалеко от дома находится цирк, где работает её папа. Нинина мама работает в школе учительницей. Нина очень любит цветы. Вместе с мамой они выращивают нарциссы, настурции, цикламены.

Вопросы: где расположен дом, в котором живет Нина Цветкова? Где работает папа Нины Цветковой? Кем работает её мама? Что любит Нина? Какие цветы они выращивают?

Выучите с ребенком стихотворение:

Цыпленок Цып

Из колодца принесла курица водицы,

И цыплята всей семьей побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

Не желает мыться.

Потому что, как огня он воды боится.

И сказала строго мама:

«Мыться дети все должны.

Цып играть не будут с нами,

Нам грязнули не нужны»

А. Максаков.

 

 

 

 

 

 

 

Материал для закрепления звука [ш]

Попросите ребенка повторить слоги: ша, шо, шу, ше, ши, аш, ош, уш, еш, иш, аша, ашо, ашу, ошо, ошу.

Предложите ребенку повторить вслед за вами шутки-чистоговорки:

Ша-ша-ша – я качаю малыша, ыш-ыш-ыш – у Кати камыш.

Ши-ши-ши – глубоко дыши, ша-ша-ша- купаем голыша,

Шо-шо-шо – поем мы хорошо, Ош-ош-ош – Буратино дали грош,

Аш-аш-аш – я точу карандаш, шу-шу-шу – я письмо пишу,

Шу-шу-шу – пилотку я ношу, уш-уш-уш – в саду много груш,

Уш-уш-уш – принимаем душ, ши-ши-ши – ну-ка попляши.

 

Тише, мыши, кот на крыше.

Луша под душем мыла мылом уши.

Леше и Клаша едят пшеничную кашу.

Прочтите пословицы, поговорки, объясните из значения, предложите ребенку повторить их:

Тише едешь – дальше будешь. Говори меньше, думай больше.

Шило в мешке не утаишь. Кошка только на мышей храбра.

Любит и кошка мышку. Мишки собирают шишки.

 

Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Дядя Леша.

Миша и Маша шли в школу. Около школы они увидели дядю Лешу. Он работает в школе шофером. Дядя Леша хорошо водит машину. Он иногда катает на ней Машу и Мишу. Миша любит машины и мечтает быть шофером, как дядя Леша.

Вопросы: куда шли Маша и Миша? Кого они увидели около школы? Кем работает дядя Леша в школе?

Как водит дядя Леша машину? Кого катает дядя Леша на машине? Кем мечтает быть Миша?

 

Выучите с ребенком считалку и стихотворение:

По тропинке, по дорожке

Шли четыре понарошки,

А на встречу на горошке

Проезжали три картошки.

Если каждой понарошке

Дать на завтрак по картошке,

То одной из понарошек

Что достанется? – Горошек.

Ладушки – ладошки.

Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки,

Вот какие ладушки, ладушки – ладошки!

Наварили кашки, помешали ложкой,

Вот такие ладушки, ладушки-ладошки!

Курочке Пеструшке покрошили крошки,

Вот такие ладушки, ладушки-ладошки!

Пожалели птичку, погрозили кошке,

Вот такие ладушки, Ладушки-ладошки!

Строили ладошки дом для матрешки,

Вот такие ладушки, ладушки-ладошки!

Принесли ладошки ягоды в лукошке,

Вот какие ладушки, ладушки- ладошки!

Хлопали ладошки, танцевали ножки,

Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки отдохнуть немножко,

Вот такие ладушки, ладушки-ладошки!

Материал для закрепления звука [ж]

Предложите ребенку повторить слоги: жа, жо, жу, жи, же, ажа, ажо, ажу, ожа, ожо, ожу, ажи, аже.

Прочитайте шутки-чистоговорки; попросите ребенка повторить их:

Жа-жа-жа – иголки у ежа, жа-жа-жа – прилетели два чижа,

Же-же-же – «Волга» в гараже, жа-жа-жа – у нас нет ножа,

Жу-жу-жу – флаг в руке держу, жу-жу-жу – машину завожу,

Жи-жи-жи – в воде плавают моржи, жу-жу-жу – я жука в руке держу,

Жа-жа-жа – поймали мы ужа, же-же-же – света нет на этаже,

Жу-жу-жу – я на тахте лежу, жи-жи-жи – у нас живут чижи.

Жи-жи-жи – я точу ножи.

Предложите ребенку повторить чистоговорку, скороговорку:

Лежит ёжик у елки, у ежа иголки.

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Прочитайте пословицы, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

Жить-поживать да добра наживать.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Прочитайте ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Жук.

Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробку, и жук улетел.

Вопросы: где играл Жора? Кого Жора поймал? Куда положил Жора жука? Что делал жук в коробке? Кого пожалел Жора? Что сделал Жора, чтобы жук улетел?

Выучите с ребенком стихотворение:

Медвежата.

Не знали медвежата, что колются ежата,

И давай с ежатами играть как с медвежатами,

Вдруг медвежата в слезы: - ёжики занозы!

Испугались ёжики: несут щипцы и ножики

И давай по штучке вынимать колючки.

Э. Котляр

Мышки - шишки.

Жили-были на сосне две серьезных шишки;

Жили-были под сосной две веселых мышки.

И кричали мышки: «Эй, спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас только понаслышке!»

Удивлялись шишки: «Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть здесь, на нашей вышке?

Лучше мы вас пригласим,

Залезайте, повисим».

А. Кондратьев

 

Материал для закрепления звука [ч’]

Предложите ребенку повторить слоги: ча, чо, чу, чи, че, ач, оч, уч, ич, еч, ача, ачо, ачу, оча, очо, очу, уча.

Прочитайте шутки-чистоговорки; попросите ребенка повторить их:

Ча-ча-ча – не горит свеча, еч-еч-еч – у Андрея меч,

Ач-ач-ач – к больному пришел врач, чи-чи-чи – на стройке кирпичи,

Чо-чо-чо – ранили в плечо, ич-ич-ич – привезли кирпич,

Чу-чу-чу – я к луне лечу, чи-чи-чи – ножи наточи,

Оч-оч-оч – наступила ночь, юч-юч-юч – потерялся ключ,

Чу-чу-чу – я молотком стучу, уч-уч-уч – из-за туч пробился луч.

 

Попросите ребенка повторить чистоговорку, скороговорку:

Пекарь пек калачи в печи.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Прочитайте пословицы, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

Под лежачий камень вода не течет.

Человек неученый, что топор неточеный.

Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Катя на даче.

Летом Катя отдыхала у бабушки на даче. Целый день Катя проводила в саду: она играла в мяч, ловила бабочек, кузнечиков, качалась на качелях. Вечером Катя с бабушкой пала чай, а потом читала ей книжку про Чиполлино. В четверг почтальон принес Кате письмо. Катя распечатала его и прочитала. Письмо было от мамы. Мама писала, что очень скучает и в выходной день приедет приедет к ней в гости.

Вопросы: где отдыхала летом Катя? Чем занималась девочка днем? Что делала Катя вечером? Когда принес почтальон письмо Кате? Что делала Катя с письмом? О чем писала мама?

 

Выучите с ребенком потешку и стихотворение:

В печи калачи, как огонь, горячи.

Для кого печены?

Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

 

А когда братишка плачет –

Нужно радио включать.

Может только хор ребячий,

Хор из детской передачи,

Мальчика перекричать.

А. Барто

Черепаха

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

Б. Заходер

Часы Светлячок

Интересней нет усов, Ухнул филин – и молчок.

Чем у часиков - часов, Ночь в лесу давно.

Посмотри – один короче, Только светит светлячок

А другой длинней чуть-чуть, Всем, кому темно.

Друг за другом дни и ночи Д. Кондратьев.

Совершают долгий путь.

Г. Люшнин.

Материал для закрепления звука [щ’]

Предложите ребенку повторить слоги: ща, щу, щи, ще, щё, ащ, ощ, ущ, ещ, ищ, аща,ащу, аще, уще,уща.

Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки.

Ща-ща-ща – поймали мы леща, ща-ща-ща – тащи скорей леща.

Щи-щи-щи – мама варит щи, щи-щи-щи – носки прополощи,

Щу-щу-щу – больного навещу, щу-щу-щу – трещоткой я трещу,

ащ-ащ-ащ – у меня порвался плащ, ащ-ащ-ащ – у коли новый плащ,

ще-ще-ще – я хожу в плаще, ще-ще-ще – нам тепло в плаще,

щи-щи-щи – в пруду плавают лещи, ещ-ещ-ещ – укусил нас лещ.

 

Прочитайте чистоговорку и скороговорку; предложите ребенку повторить их:

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок за обе щеки уплетает из щавля щи.

 

Прочтите пословицы, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

Щи да каша – пища наша.

Где щи, тут и нас ищи.

Всякому овощу свое время,

Всякой вещи свое место.

Лес рубят – щепки летят.

 

Прочтите ребенку рассказ и предложите сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Щенок.

Во дворе в щели под бревном Вова увидел щенка. Щенок жалобно пищал. Вова оттащил бревно и вытащил щенка. Щенок дрожал от холода, и Вова укутал его плащом. Дома Вова накормил щенка.

Вопросы: где Вова увидел щенка? Что делал щенок? Что сделал Вова, чтобы вытащить щенка? Чем Вова укутал щенка? Что сделал Вова со щенком?

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×