Статья Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Якутии". Автор: Фоломеева Прасковья Васильевна

Автор: Фоломеева Прасковья Васильевна
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Якутии"


Автор: Фоломеева Прасковья Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

«Игры народов Якутии»

Пояснительная записка:

Основные задачи реализации содержания:

1) Ознакомить учащихся с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию республики;

2) Формировать устойчивый интерес к культуре коренных народов Якутии;

3) Развивать повышенный интерес к национальным видам спорта;

4) Укрепление здоровья и физического развития;

5) Воспитывать любовь к родному краю.

 

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Игры народов Якутии».

Занимающиеся должны знать и уметь:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

- называть якутские национальные игры , их существенные отличия;

знать о некоторых важных особенностях национальных культур коренных народов Якутии (промыслы, традиционный уклад жизни);

- перечислять коренных народов Якутии;

- называть традиционные предметы быта и орудия труда северных народов;

перечислять виды жилищ;

- знать устный фольклор: сказки, пословицы, поговорки и мифы народов Севера;

- уметь на основе простых народных промысловых игр рассказать об укладе жизни этого народа.

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;

– обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий

– выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие чувства ритма.

 

 

II. Содержание курса внеурочной деятельности.

1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания школьников о национальной культуре коренных народов республики на предыдущих занятиях. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра.

2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.

3) Проведение игры.

4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ учащихся и родителей.

5) По окончанию каждой темы проводится итоговое занятие-творчество, где обобщаются и систематизируются полученные знания о национальной культуре народа. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.

 

Воспитание духовно богатой, морально чистой и физически совершенной личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки. Народные, национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом повышения двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния.

Воспитание гармоничной личности – духовно богатой, морально чистой и физически совершенной было и остается первостепенной задачей семьи, школы и общества в целом. Гармонизация развития личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки.

Многими учеными отмечено, что “национальные особенности, наследственные и социальные, бытовые привычки, уклад жизни оказывает весьма существенное влияние на физическое развитие и двигательную подготовленность людей”.

Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности учащихся. Именно в игре и через игру ученик растет, обучается, развивается. А народные, национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом повышения их двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния. Через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого отношения к сопернику.

 

Обучение учащихся якутским национальным играм включено в содержание:

- кружковой работы;

- в часть специальных занятий по ознакомлению с родным краем;

- на их основе строятся все развлечения и викторины, углубляющие и закрепляющие знания и умения детей, полученных на занятиях.

Известно, что почти все якутские игры сложные как для понимания современного маленького ребенка, так и по двигательному содержанию. Поэтому на этапе составления плана работы очень важно – правильно отобрать их в соответствии с физическими возможностями учащихся и умело преподнести, для того, чтобы увлечь, заинтересовать детей.

 

Календарный план работы соответствует календарю основных видов деятельности якутов:

Так, например:

Октябрь – месяц здоровья. Издавна известно, что у якутов после жаркого трудового лета и переезда из сайылыков на места зимования, принято перед долгой холодной зимой укреплять здоровье, набираться сил для того, чтобы выдержать длинную морозную зиму. Поэтому в октябре планировать и проводить игры, развивающие силу и ловкость. В первую очередь знакомить детей с историей возникновения подвижных игр. Так при ознакомлении и обучении подвижным играм “Перейди, не уронив кочки”, “Бой быков” рассказать о быте якутов.

Раньше у бедных якутов сенокосные угодья попадались на неровных кочковатых местах. Поэтому они косили сено, приноравливаясь к такой местности, обходя их. Позже, вспоминая эти летние дни сенокоса, придумали игру “Перейди, не уронив кочки”. Эта игра развивает ловкость, координацию движений.

Игра “Бой быков” тоже взята из наблюдений за повадками животных. Летом собирались соседи и наблюдали за боем быков и придумали игру “Бой быков”.

Так с помощью рассказов из жизни якутов знакомить с историей возникновения игр, с их правилами. Дети с удовольствием играют в эти игры, и появляется интерес к обычаям, традициям якутов и это облегчает дальнейшую работу. В непринужденной обстановке дети узнают о прошлом якутов, с удовольствием играют в игры, слушают стихи, рассказы, сказки.

Соревнования:

Перетягивание палки;

Прыжки с завязанными ногами;

Повторяй за мной.

Ноябрь – месяц Байаная. Ознакомление с жизнью и бытом охотников.

Беседа о труде охотников.

Дать понятие – что человек дитя природы, вся его жизнь взаимосвязана с её изменениями. Природа кормит, поит, одевает.

В ноябре познакомить с подвижными играми:

“Меткий охотник”;

“Рыбаки с неводом”.

Настольные игры:

Тыксаан”;

Тырыынка”.

Декабрь – месяц сказок. Чтение, драматизация и театрализация якутских сказок.

Знакомить с якутскими подвижными играми:

“Бег с завязанными ногами”;

“Жеребята”;

“Водопой из проруби”.

В течение учебного года познакомить учащихся с подвижными и настольными играми наших предков – якутов. Через игры знакомить с жизнью и бытом предков. Воспитывать уважение к традициям, желание узнать больше.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся всегда остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. В ходе игры следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих.

 

Наша задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для учащихся средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.

Игры коренных народов республики Саха (Якутия) необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой современного общества и как одно из важных средств воспитания подрастающего поколения республики.

Национальные игры коренных народов Якутии имеют давнее историческое происхождение, это своеобразный источник познания истории развития культуры северных народов.

Исходя из этого, можно утверждать, что многие игры народов Якутии были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость. Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

 

 

Формы и виды организации внеурочной деятельности.

 

- проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей);

- проведение массовых мероприятий, соревнований, конкурсов, праздников;

- тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия.

 

-- в форме урока

-- беседы

-- урок-фестиваль

-- урок путешествие

-- урок- соревнования

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x