"Белая береза"

Автор: Конева Ирина Геннадьевна

 НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Тема: «Белая береза»

Воспитатель: Конева Ирина Геннадьевна

Должность: воспитатель дошкольного отделения

Место работы: МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр»

Программные задачи:

1) Изобразительные задачи:

 развивать, художественное восприятие пейзажных картин,

содержания и средств выразительности живописи, цветосочетание

зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения,

композиционные построения картин;

 изображать деревья разные (старые, молодые, стройные, изогнутые);

 учить передавать в рисунке характерные особенности березы.

2) Технические задачи: разучить нетрадиционное рисование манной

крупой;

3) Воспитательные задачи:

 формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое

отношение к ней;

 продолжать воспитывать бережное отношение к природе;

 воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое

восприятие;

 углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Материалы и оборудование: фотографии с изображением зимней

природы. Диск с записями произведений русских композиторов.

Бумага(альбомного формата), кисти, баночки с клеем ПВА (по количеству

детей), манная крупа. Листы тонированной бумаги (для воспитателя- для показа

рисования детям.)

Предварительная работа: наблюдение природы зимой; чтение

художественной литературы, беседа, знакомство с репродукциями русских

художников.

Ход занятия:

Ребята, а давайте мы с вами побываем в зимнем лесу!

Но вначале послушайте стихотворение!

Чтение стихотворения «Белая береза».

Это красивое стихотворение написал С.Есенин.

О каком дереве говориться?

30

А теперь закрывайте глаза! А теперь - откройте! Вот мы и оказались в

зимнем лесу!

ПОКАЗ СЛАЙДОВ (ЗИМНИЕ БЕРЕЗЫ)

В. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой

старины вошла в нашу жизнь березка.

Любит наш народ это дерево за ее красоту. Березу за ее кору называют

белоствольной. А белую кору называют берестой. У всех берез необычная кора.

Чем она не обычная?

Д. - Белая, с черными полосками.

В.- А хотите узнать, как называются эти черные отметины, черные

полоски?

Д.-Да!

В.-А называются они чечевичками.

Как вы думаете, для чего они нужны березке?

Рассуждения детей.

В.-А оказывается через эти чечевички-отдушины вовнутрь ствола

проникает воздух, так дерево дышит. На зиму чечевички закрываются, и дерево

почти не дышит.

А чем вы дышите?

Д.- Носом!

В.- Покажите - подышите! А если закроете нос-сможете дышать?

Д.- НЕТ!

В.- Так и береза приспособилась дышать через свои чечевички!

ПОКАЗАТЬ БЕРЕСТУ, РАССМОТРЕТЬ ЧЕРНЫЕ ОТМЕТИНЫ.

В. - А что можно получить из березы?

- Ответы детей (лыжи, веники, дрова, краску для одежды, кремы, сок

березовый, содержит аскорбиновую кислоту, мебель, посуду для хранения

продуктов, берестой крыли крыши, отвары, поделки, игрушки, свежий воздух.)

В. - Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям

радость. Красоту берез воспевали художники.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ЗИМНИЕ БЕРЕЗКИ»

А давайте сейчас мы с вами поиграем, представим себя березками..

Встаньте врассыпную, и повторяйте за мной.

Поднимите руки вверх,

Согните их в локте,

Опустите от локтя руки вниз,

Распустите пальчики,

Посмотрите, как наши руки похожи на изогнутые сучки берез, а пальцы на

мелкие веточки, пошевелите пальчиками, а теперь руками.

31

Теперь я хочу чтобы вы сели за столы и с помощью красок показали, какая

она русская красавица – березка. (Отмечают особенности рисования, под

звучание музыки дети выполняют задание). Сегодня мы ещё раз с вами нарисуем

зимний пейзаж. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь

на свои места.

Ребята, а вы любите манную кашу? А я предлагаю вам сегодня нарисовать

зимний пейзаж именно манной кашей!!! Не самой кашей, конечно, а манной

крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Ведь

недаром в народе говорят – «манна небесная сыпется», а на снег говорят -

«крупа».

Сам пейзаж мы будем рисовать клеем. Обмакнём кисточку в клей, и, как

краской, нарисуем всю картинку – /воспитатель рисует на мольберте,

сопровождая свой рисунок объяснением/ линию горизонта, стволы деревьев –

сверху вниз, на переднем плане деревья большие, высокие, вдалеке маленькие,

кроны деревьев, можно добавить ёлочки, сугробы, дорожки, падающий снег.

Рисовать нужно быстро – что бы клей не успел высохнуть, мы возьмём манную

крупу в щепотку, и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей –

крупинки манки останутся на листе именно там, где был клей. лишнюю крупу

осторожно стряхнём на газету. Наш зимний пейзаж готов!

А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не

забывайте, что рисовать нужно быстро, чтобы клей не успел высохнуть.

Вспоминайте – как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны

деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте «снег» Готовые работы мы

поместим на доске. Посмотрите – как сказочно получилось! Снег на наших

зимних пейзажах искрится и переливается – как настоящий!!!

Чтение воспитателем стихотворения «Иней» - в процессе изо-деятельности

детей:

По деревьям серебристая

Перекинулась фата –

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

И себя березка грустная

Не могла узнать сама -

Так украсила искусная

Ветки деревца зима…

Итог. В заключение занятия вывешиваются и анализируются работы.

В. - Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась целая

березовая роща.

Сегодня мы много узнали интересного о березе. Давайте вместе вспомним!

32

- Береза является символом России, дает кислород, лечит от болезней, поит

полезным соком. А что мы можем сделать хорошее для деревьев.

Д. - беречь, сажать новые деревья, не ломать.

В. - Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь

ее, много деревьев беспощадно губят. Поэтому и наша березка нуждается в

охране.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x