"Белая береза" ☼
Автор: Конева Ирина Геннадьевна
НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы
Тема: «Белая береза»
Воспитатель: Конева Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель дошкольного отделения
Место работы: МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр»
Программные задачи:
1) Изобразительные задачи:
развивать, художественное восприятие пейзажных картин,
содержания и средств выразительности живописи, цветосочетание
зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения,
композиционные построения картин;
изображать деревья разные (старые, молодые, стройные, изогнутые);
учить передавать в рисунке характерные особенности березы.
2) Технические задачи: разучить нетрадиционное рисование манной
крупой;
3) Воспитательные задачи:
формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое
отношение к ней;
продолжать воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое
восприятие;
углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Материалы и оборудование: фотографии с изображением зимней
природы. Диск с записями произведений русских композиторов.
Бумага(альбомного формата), кисти, баночки с клеем ПВА (по количеству
детей), манная крупа. Листы тонированной бумаги (для воспитателя- для показа
рисования детям.)
Предварительная работа: наблюдение природы зимой; чтение
художественной литературы, беседа, знакомство с репродукциями русских
художников.
Ход занятия:
Ребята, а давайте мы с вами побываем в зимнем лесу!
Но вначале послушайте стихотворение!
Чтение стихотворения «Белая береза».
Это красивое стихотворение написал С.Есенин.
О каком дереве говориться?
30
А теперь закрывайте глаза! А теперь - откройте! Вот мы и оказались в
зимнем лесу!
ПОКАЗ СЛАЙДОВ (ЗИМНИЕ БЕРЕЗЫ)
В. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой
старины вошла в нашу жизнь березка.
Любит наш народ это дерево за ее красоту. Березу за ее кору называют
белоствольной. А белую кору называют берестой. У всех берез необычная кора.
Чем она не обычная?
Д. - Белая, с черными полосками.
В.- А хотите узнать, как называются эти черные отметины, черные
полоски?
Д.-Да!
В.-А называются они чечевичками.
Как вы думаете, для чего они нужны березке?
Рассуждения детей.
В.-А оказывается через эти чечевички-отдушины вовнутрь ствола
проникает воздух, так дерево дышит. На зиму чечевички закрываются, и дерево
почти не дышит.
А чем вы дышите?
Д.- Носом!
В.- Покажите - подышите! А если закроете нос-сможете дышать?
Д.- НЕТ!
В.- Так и береза приспособилась дышать через свои чечевички!
ПОКАЗАТЬ БЕРЕСТУ, РАССМОТРЕТЬ ЧЕРНЫЕ ОТМЕТИНЫ.
В. - А что можно получить из березы?
- Ответы детей (лыжи, веники, дрова, краску для одежды, кремы, сок
березовый, содержит аскорбиновую кислоту, мебель, посуду для хранения
продуктов, берестой крыли крыши, отвары, поделки, игрушки, свежий воздух.)
В. - Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям
радость. Красоту берез воспевали художники.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ЗИМНИЕ БЕРЕЗКИ»
А давайте сейчас мы с вами поиграем, представим себя березками..
Встаньте врассыпную, и повторяйте за мной.
Поднимите руки вверх,
Согните их в локте,
Опустите от локтя руки вниз,
Распустите пальчики,
Посмотрите, как наши руки похожи на изогнутые сучки берез, а пальцы на
мелкие веточки, пошевелите пальчиками, а теперь руками.
31
Теперь я хочу чтобы вы сели за столы и с помощью красок показали, какая
она русская красавица – березка. (Отмечают особенности рисования, под
звучание музыки дети выполняют задание). Сегодня мы ещё раз с вами нарисуем
зимний пейзаж. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь
на свои места.
Ребята, а вы любите манную кашу? А я предлагаю вам сегодня нарисовать
зимний пейзаж именно манной кашей!!! Не самой кашей, конечно, а манной
крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Ведь
недаром в народе говорят – «манна небесная сыпется», а на снег говорят -
«крупа».
Сам пейзаж мы будем рисовать клеем. Обмакнём кисточку в клей, и, как
краской, нарисуем всю картинку – /воспитатель рисует на мольберте,
сопровождая свой рисунок объяснением/ линию горизонта, стволы деревьев –
сверху вниз, на переднем плане деревья большие, высокие, вдалеке маленькие,
кроны деревьев, можно добавить ёлочки, сугробы, дорожки, падающий снег.
Рисовать нужно быстро – что бы клей не успел высохнуть, мы возьмём манную
крупу в щепотку, и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей –
крупинки манки останутся на листе именно там, где был клей. лишнюю крупу
осторожно стряхнём на газету. Наш зимний пейзаж готов!
А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не
забывайте, что рисовать нужно быстро, чтобы клей не успел высохнуть.
Вспоминайте – как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны
деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте «снег» Готовые работы мы
поместим на доске. Посмотрите – как сказочно получилось! Снег на наших
зимних пейзажах искрится и переливается – как настоящий!!!
Чтение воспитателем стихотворения «Иней» - в процессе изо-деятельности
детей:
По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама -
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…
Итог. В заключение занятия вывешиваются и анализируются работы.
В. - Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась целая
березовая роща.
Сегодня мы много узнали интересного о березе. Давайте вместе вспомним!
32
- Береза является символом России, дает кислород, лечит от болезней, поит
полезным соком. А что мы можем сделать хорошее для деревьев.
Д. - беречь, сажать новые деревья, не ломать.
В. - Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь
ее, много деревьев беспощадно губят. Поэтому и наша березка нуждается в
охране.