Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Благоустройства страны | Бекназаров Ильёс Эркинович. Работа №238926

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бекназаров Ильёс Эркинович
Тезис о благоустройстве страны в период Амира Темура

НА ПУТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА СТРАНЫ АМИРА ТИМУРА

Специализированная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов

Бекназаров Илёс Эркинович

По истории известно, что Центральная Азия с древних времен считалось как очагом культуры. Особое внимание придавалось не только в развитии культуры, но и развитию благоустройства. Считать надо, что в период Темуридов велась тоже такая же политика как на пути благоустройства страны. Культура эпохи Темуридов является великим сокровищем в истории Узбекистана, написанной золотыми буквами. Эта эпоха выполняет огромную роль в прославлении нашего государства в мире, в воспитании людей, служит делу укрепления независимости, формирования у народа национальной гордости.

Амир Тимур, придя к власти, проявил невиданные инициативу и самоотверженность в восстановлении общественного хозяйства, уничтоженного в результате многолетней феодальной раздробленности и войн, в перестройке городов и благоустройстве разоренной страны. «В 1219—1221 годах монголами были полностью разрушены города Бухара, Ургенч, Банокат в том числе и Самарканд. В плачевном состоянии оказались Бухара, Насаф (Карши) и другие города. Поэтому, не восстановив, не благоустроив их, в стране невозможно было развивать ремесленничество и торговлю. С приходом к власти Амир Тимур сразу основательно взялся за восстановление и переустройство городов. К примеру, в 1371—1372 годах он полностью реконструировал разрушенную крепость столицы Самарканда и стену в 70 верст вокруг нее. Тогда же были сооружены Шахристан (Внешний город) и его шесть ворот, два четырехэтажных дворца — Куксарай и Бустансарай, благоустроены городские улицы и базары»1.

В период Амира Тимура Самарканд был полностью перестроен по новому стилю. В то время как во времена нашествия монголов, т. е. на протяжении 140 лет, там не было построено ни одного здания.

«Амир Тимур — великая личность, внесшая неизмеримый вклад в мировую культуру и духовность. Построенные по его велению мечеть Бибиханум (1404 г.), дворец Аксарай (1380— 1404 гг.), гробница Дорус-саодат (1380 г.) относятся к монументальным сооружениям не только нашей страны, но и всего человечества. Знаменитые архитекторы Самарканда, Бухары, Балха, Ургенча съехались в Кеш. По совету Сат Чит Девы были приглашены и лучшие зодчие Багдада, Шираза. Вот они собрались, и Тимур изложил им свой замысел: «Во дворце нашего величия будет тысячи залов и комнат, украшенных майоликовыми цветами, бирюзовыми фонтанами с розовой водой. Высотой своей дворец должен соперничать с высотой купола неба. Подходящий свободной площадки для такого дворца в Кеше не было, и Тимур повелел заложить фундамент за городом. Итак, строительство Аксарая – Белого дворца началось, и Кеш преобразился. Одновременно с началом строительства Аксарая Тимур повелел кешцам снести все ветхие строения, заложить новые сады и цветники. А обновленный город повелел впредь именовать Шахрисабз, то есть зеленый город. Под таким названием город существует и сегодня»2.

Амир Темур был личностью, отличавшейся от других людей своим физическим здоровьем и высокой духовностью, умевшей оказать глубокое воздействие на душу любого человека. По мнению английского исследователя Хилды Хукхем, «Амир Темур был человеком, который сосредоточил в свое правление политическое, экономическое и культурное наследие, накопленное за прошлые периоды развития Средней Азии, и приумножил его»3.

«Многие из потомков поколения Амира Темура продолжали начатое им дело благоустройства общественной жизни. Примерами могут служить Мирзо Улугбек, строивший медресе, Алишер Навои, осуществлявший работы по благоустройству городов во времена Хусайна Байкаро, создание уникальных сооружений в эпоху Бабуридов»4.

Как отмечал Президент Ислам Каримов, «мы по праву можем гордится тем, что дух просвещенного Мавераннахра, расцвет науки и искусства в эпоху Темуридов оказали животворное воздействие на процесс Возрождения в Европе, способствовали всемирному прогрессу»5.

Новосельцев А.П., Об исторической оценке Тимура, «Вопросы истории», 1973. №2.

Березиков Е. Великий Тимур роман-хроника, – Т.: «Укитувчи», 1994, ст. 319

Хилда Хуккем. Властитель семи созвездий. – Т. «Адолат», 1995.

Каримов И.А. Высокая духовность непобедимая сила. – Т.: «Узбекистон», 2008, ст. 45

Каримов И.А. Амир Тимур – наша гордость. . – Т.: «Узбекистон», 1996. (Доклад на международной научной конференции на тему «Место Амира Тимура в мировой науке»).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×