Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Будущий руководитель ДОУ: характеристика потенциала для развития организации | Петрова Наталья Николаевна. Работа №210662

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Петрова Наталья Николаевна
В статье анализируются основные подходы к понятию качества образования и изменения требований к подготовке руководителя дошкольной образовательной организации. Рассматривается вопрос о компетентности руководителя ДОУ, анализируются общие и специальные компетенции, характеристика личности и профессионально значимые качества будущего руководителя ДОУ.

Петрова Н. Н., МДОУ № 118 г. Комсомольск-на-Амуре,

Тел.: 8-962-296-11-73.

 

Будущий руководитель ДОУ: характеристика потенциала для развития организации

 

Ключевые слова: модернизация, качество образования, руководитель образовательной организации, профессиональная компетентность, компетенции, профессионально значимые качества.

Аннотация. В статье анализируются основные подходы к понятию качества образования и изменения требований к подготовке руководителя дошкольной образовательной организации. Рассматривается вопрос о компетентности руководителя ДОУ, анализируются общие и специальные компетенции, характеристика личности и профессионально значимые качества будущего руководителя ДОУ.

 

Введение.

В условиях модернизации системы дошкольного образования растут требования к современному руководителю ДОУ, как к высокопрофессиональному, конкурентоспособному, творческому специалисту, способному оптимально реализовывать свой профессиональный потенциал. Интенсивное развитие общественного дошкольного воспитания вызывает необходимость совершенствования подготовки будущих руководителей ДОУ, формирования их профессиональной компетентности для способности в будущем квалифицированно управлять сложным процессом образования и воспитания подрастающего поколения.

Федеральный закон «Об образовании», государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.», Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения ориентируют вузы на подготовку специалистов на основе компетентностного подхода.

К сожалению, в быстроменяющихся условиях невозможно выделить универсальный набор знаний, гарантирующий успешность будущей практической деятельности. Теоретические знания, полученные в вузе, часто не соответствуют практическим требованиям профессии, осваивая рабочее место, специалисту приходится прорабатывать большие объемы информации заново, нарабатывать навыки и умения, которыми в идеале он уже должен был бы обладать, окончив обучение по выбранной специальности. Поэтому одним из аспектов успешного формирования профессиональной компетентности будущих руководителей ДОУ является создание в образовательном процессе специальных педагогических условий, направленных на развитие у них необходимых компетенций.

Одновременно с этим наблюдается и относительно низкая практическая готовность значительной части современного менеджмента дошкольного образования к результативной (эффективной, продуктивной) деятельности, к принятию адекватных управленческих решений.

Методы исследования. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ законов и законодательных актов.

Описание исследования.

Одним из направлений модернизации российского образования является повышение его качества. Именно поэтому важным становится вопрос о дошкольном образовании, так как будучи первой ступенью системы общего образования, оно в значительной степени определяет дальнейшее развитие его следующих уровней.

По определению С.Е. Шишовой и В.А. Кальней, качество образования – это степень достижения поставленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг [6].

Качество образования в ДОУ, согласно определению М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк и др. – это степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемых целям ДОУ на основе норм, требований, стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей [3].

Качество дошкольного образования в конкретной дошкольной образовательной организации определяется качеством условий (кадровых, финансовых, психолого-педагогических, материально-технических и т.п.), качеством процессов (качество основных и дополнительных образовательных программ, качество образовательного процесса и т.п.), качеством результатов образовательной деятельности (динамика развития детей в образовательном процессе, сохранении и укреплении здоровья воспитанников, удовлетворенности родителей качеством услуг дошкольной организации).

Ключевой фигурой в обеспечении качества дошкольного образования является руководитель образовательной организации, от управленческой деятельности которого во многом зависит потенциал дошкольного учреждения.

На наш взгляд, управленческая деятельность руководителя ДОО - это особый вид целенаправленной деятельности, главная задача которой –обеспечение возможностей выживания и развития системы дошкольного учреждения, т.е. успешная адаптация детского сада к постоянно меняющимся внешним воздействиям; стимулирование выполнения всех основных функций и отношений внутри коллектива; реализация целей и достижение поставленных задач в рамках ФГОС ДО.

Особое внимание в педагогике сейчас уделяется профессиональной компетентности руководителя. Компетентностный подход к подготовке будущих руководителей исследовали М. Розов, В. Петрук, Н. Бибик, Е. Зеер, И. Зимняя, А. Маркова, В. Байденко, С. Раков, А. Савченко. Внедрению компетентностного подхода в профессиональной подготовке руководителей уделяют внимание В. Бондарь, А. Алексюк, М. Лазарев, А. Камская, С. Козак, А. Мармоза.

В научно-педагогической литературе на сегодняшний день отсутствует единогласно принятая трактовка понятия «компетентность руководителя ДОУ». Так, Н. Н. Каменная определяет ее как совокупность необходимых знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для реализации ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОУ [1]. А. К. Маркова – как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность руководителя ДОУ к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации» [4]. С. Е. Шишов – как совокупность взаимосвязанных качеств руководителя, которые выражаются в знаниях, умениях, навыках [6].

Согласимся с мнением Л. Н. Карамушка, что компетентность - это объективная категория, которая позволяет управленцу решать внутренние и внешние проблемы ДОУ, определять прогнозируемые результаты, осуществлять их оценку, четко организовывать образовательный процесс, определять причины, препятствующие успешной деятельности образовательного учреждения, принимать решения по их устранению на основе интеграции профессионально-педагогического (управленческого) и личного опыта, а также приобретенных знаний и сформированных умений и навыков [2].

Процесс формирования профессиональной компетентности является достаточно долгим и требует не столько теоретической подготовки, сколько значительного практического опыта. Теоретическое исследование проблемы позволяет определить «профессиональную компетентность будущего руководителя ДОУ», как сложную системную характеристику личности и деятельности, которая формируется в процессе профессиональной подготовки и реализуется на практике через систему профессиональных компетенций.

Согласимся с мнением Е.А. Шумиловой, которая считает, что важнейшей составляющей профессиональных компетенций именно руководителя ДОУ является сформированность т.н. специальных компетенций, которые обеспечивают их готовность к решению актуальных задач управления на основе освоения современных управленческих технологий и на основе глубокого исследовательского подхода к профессионально-управленческой деятельности [7].

Она описывает следующие специальные компетенции:

- знание закономерностей функционирования и развития ДОУ как организационной системы; сущность администрирования как целостной системы деятельности; теории и технологии проектирования организационных структур и систем регламентации в ДОУ как составной части менеджмента; теории и технологии управления и повышения эффективности использования организационных ресурсов ДОУ;

- умение определить ценностные и теоретические основания для проектирования, реализации и оценки результата управления организационными ресурсами ДОУ; формулирование и решение задач, связанных с эффективным использованием организационных ресурсов; проектирование и реализация эффективной организационной структуры и системы управления, которые обеспечат решение задач функционирования и развития ДОУ; использование имеющихся возможностей образовательной среды при проектировании системы администрирования в ДОУпределение способов совершенствования форм разделения и кооперации труда в коллективе; улучшение организации рабочих мест, повышение творческой активности работников; формирование команды сотрудникови организация в ДОУ групповой работы для эффективного решения конкретных управленческих задач;

- владение технологиями разработки организационных структур, оптимально отражающими особенности конкретной ситуации конкретного образовательного учреждения; составления локальных актов, обеспечивающих функционирование ДОУ; способами и средствами регламентации и организации деятельности сотрудников и объединений работников, взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами для решения актуальных управленческих задач; способами совершенствования системы администрирования в ДОУ на этапах проектирования, реализации и экспертизы [7].

Одной из важнейших характеристик руководителя ДОУ, определяющих развитие образовательной организации, по мнению ряда исследователей (О.М. Атласова, И.А. Зимняя, В.В. Крыжко и др.) является формирование профессионально-значимых качеств личности.

По мнению Л. М. Карамушка, качества личности руководителя являются самыми стойкими характеристиками, влияющими на управленческую деятельность руководителя образовательной организации. В психологическом аспекте они зависят от характера, направленности, структуры, способностей личности, опыта, условий труда. Это сложные, многогранные феномены, конкретные проявления, которые зависят от структуры личности и от действия разных факторов [2].

Ряд исследователей (Л.Г. Ахтариева, К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, А.Л. Кандыбович, В.А. Крутецкий, М.В. Левченко, Р.А. Низамова, К.К. Платонов, В.А. Сластенин) рассматривают профессионально-значимые качества личности будущего руководителя как устойчивое личностное образование, обеспечивающее эффективность деятельности и определяют их как подготовленность или длительную готовность. Этот вид готовности действует постоянно, его не надо каждый раз формировать в связи с поставленной конкретной задачей. Будучи заблаговременно сформированным, этот потенциал является существенной предпосылкой для успешной деятельности. Следовательно,цель развития профессионально-значимых качеств личности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения определятся как формирование готовности к данному виду деятельности.

Вывод.Исходя из этого, главной целью подготовки будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения должен стать руководитель с новым педагогическим мышлением, гуманист и оптимист по убеждению, который видит дошкольную жизнь во всей ее уникальности, сложности и разнообразии, понимает характер детей, умеет воплотить общие идеи воспитания и физического развития в конкретной технологии. Таким образом, повышение уровня профессиональной компетентности будущего руководителя ДОУ, это одна из важных составляющих потенциала для развития образовательной организации.

 

Список использованной литературы

 

Каменная, Н.Н. Компетентность педагога как важное условие его профессиональной деятельности: монография / Н.Н. Каменная. - Севастополь:

Рибзст

, 2006. - 24 с.

Карамушка

, Л. Н. Психология управления / Л.М.

Карамушка

. - М.: Миллениум, 2003. - 344с.

Крулехт

, М. В. Экспертные оценки в образовании / М.В. 

Крулехт

, И.В.

Тельнюк

. – М.: Академия, 2002. – 112 с.

Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. − М.: Знание, 2006. − 308 с.

Шишов С.Е.

Компетентностный

подход к образованию: прихоть или необходимость? / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. − 2012. − № 2. – с. 58-62.

Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А.

Кальней

. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 354 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=417646. Дата обращения: 16.06.2018.

Шумилова, Е. А. Организационно-педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов / Е.А. Шумилова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2014. - № 1. - С.21 - 27.

 

The future head of the Dow: characteristics of the potential for the development of the organization

 

Key words: modernization, quality of education, head of educational organization, professional competence, competence, professionally significant qualities.

 

Annotation. The article analyzes the main approaches to the concept of the quality of education and changes in the requirements for the training of the head of preschool educational organization. The question of the competence of the head of the pre-school is being considered, general and special competencies, personality characteristics and professionally significant qualities of the future head of the pre-school educational institution are analyzed.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×