Буллинг в дошкольном возрасте. | Надежда Борисовна Шипицына. Работа №357795
Друзья, проблема буллинга в детском саду — важная и актуальная тема, требующая внимания со стороны как педагогов, так и родителей. В первые годы жизни закладываются основы социальной адаптации, и именно в это время важно создать безопасную и поддерживающую атмосферу.
Помните, что профилактика буллинга — это не только задача педагогов, но и родителей. Совместные усилия помогут создать атмосферу любви, уважения и поддержки для каждого ребенка.
«Буллинг в дошкольном возрасте»
Актуальность выбранной темы в том, что детская жестокость в наше время становится пугающе частой проблемой во многих семьях.
С самого раннего возраста дети проявляют агрессивное поведение, начиная с отстаивания возможности поиграть в определенную игрушку. В детском образовательном учреждении в течение дня дети находятся под постоянным присмотром, но агрессия между детьми даже при высокой занятости все равно проявляется часто. Воспитатель и помощник воспитателя чаще всего могут остановить, проговорить и привести к перемирию, но это лишь временно, до следующего инцидента.
«Английское слово «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Применяются и другие термины, например притеснение, дискриминация, моббинг (что предполагает групповые формы преследования человека), а также травля». [2]
«В возрасте 5-7 лет дети уже умело практикуют стратегии агрессии,
примирения, вмешательства в агрессию на стороне агрессора или жертвы, а также манипулируют поведением сверстников. Связано это с формированием социальной иерархии в детском саду в процессе конкуренции за лучшие игрушки, игровое место и выгодную роль в игре.
В целом, определенная степень ситуативных ударов рукой, щипания, и других агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста «считается» нормальной и может служить проявлением самоутверждения. Однако, если детям нравится наблюдать, как другому человеку плохо, они могут сознательно и систематически находить способы, чтобы причинить вред или ущерб своим «жертвам», вплоть до того, что станут смеяться над ними, когда совершают свой злой поступок».[3]
«Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.
Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении.[4]
«Типы жертв:
Пассивные
Чтобы пассивной жертве спровоцировать агрессора, ей достаточно
просто существовать. Пассивным людям трудно выражать мысли, чувства и
желания. А когда они пытаются это сделать, то используют всегда непрямую самоуничижительную форму. Они не борцы (ни на словах, ни на кулаках), а потому позволяют другим себя унижать.
Проактивные
Проактивным жертвам обычно недостает социальных навыков: это
раздражает других и привлекает агрессоров. Как и пассивные жертвы, эти
люди не любят бороться, а если вступают в противодействие, то чаще
безуспешно. К сожалению, они обычно сами провоцируют столкновения,
вследствие чего направленная на них агрессия кажется обоснованной.
Проактивные жертвы нередко испытывают трудности в обучении – из-за дефицита внимания или гиперактивности, которые раздражают других».[5]
«Необходимо знать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но могут постоять за себя. Дети подсознательно видят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления.
Основные черты ребёнка, которого легко подавлять:
низкая самооценка,
застенчивость,
пугливость,
мрачность,
апатичность,
незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.
Дошкольники, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей». [4]
«4 общих категории буллинга:
• физические действия (удары, плевки, пинки, порча вещей, избиение);
• вербальные издевательства (дразнилки, клички, шутки, «приколы»);
• моральное подавление (насмешки, розыгрыши, издевательства,
критика);
• запреты и игнорирование (бойкотирование, запрещение общаться с
собой и другими, исключение из игр)».[5]
«Современное поколение наших детей, цифровое поколение «зет», не привыкло к сочувствию и состраданию, милосердие для них загадка.
Отдавая предпочтение, как выразился бы Платон, воспитанию «мнимомудрых» детей, мы забываем о возрастных возможностях развития у дошкольника такого качества как эмпатия.
К сожалению, на сегодняшний день, многие родители и педагоги, заботясь о развитии коэффициента интеллекта, ничего не знают о коэффициенте эмоциональности, одним из показателей которого и является эмпатия - психологический феномен, позволяющий «как бы» почувствовать то, что творится в душе другого, отражая всё это и в собственной душе». [1]
Развитие эмпатии у детей в раннем возрасте способно научить пониманию и сочувствию, ребенок будет подсознательно чувствовать, что нужно и чего не нужно говорить. Эмпатия поможет формированию у детей коллективизма в детском саду, и в дальнейшем поможет избежать буллинга в школе.
Литература:
А. И. Баркан, «Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка», статья.
Н
. Цымбаленко,
«
Буллинг. Как остановить травлю ребенка
», Издательство: Питер, 2019 г.
https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf
https://kssovushka.ru/zhurnal/24/2573-bulling-v-detskom-sadu-prichiny-i-profilaktika/
https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf