Автор: Конина Марина Леонидовна
Конспект урока по технологии, 5 класс.
Предмет: Технология ведение дома. Раздел «Кулинария».
Класс: 5
Автор УМК: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
Тема урока: «Бутерброды. Приготовление бутербродов».
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с историей хлеба, значением в питании человека, с технологией приготовления и видами бутербродов; научить готовить бутерброды.
Развивающая: развивать творческие способности, эстетический вкус при оформлении блюд.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к продуктам, культуре и безопасность труда,
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебник, проектор, презентация «Приготовление бутербродов», набор столовой посуды и приборов, карточка - тест, инструкционная карта, плакаты.
Ход урока
I. Организационный момент.
· Приветствие учащихся.
· Проверка готовности учащихся к уроку.
· Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний учащихся.
· Какие питательные вещества вы знаете?
· Какова роль витаминов в питании человека?
· Какие блюда готовят из яиц?
· Как определить доброкачественность яиц?
III. Изложение нового материала.
Рассказ учителя.
Выполняя домашнее задание на урок вы просмотрели много информации о бутербродах.
Ответьте сейчас на вопрос:
1. «Что является основным компонентом для бутерброда?» (Ответы учащихся)
2. Как вы думаете, полезен ли хлеб? (Ответы учащихся)
3. Как вы понимаете пословицу «Хлеб -всему голова»?( Ответы учащихся)
4. Какие пословицы вы знаете? ( Ответы учащихся)
Значение хлеба в питании человека.
Хлеб занимает основное место в питании человека. Хлеб – один из полезных продуктов, он содержит большинство незаменимых питательных веществ.
По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камняхОколо 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.
Хлеб был и остается одним из важнейших продуктов в мире.
В конце XIX - начале XX в Росси были популярны крендели, бублики, баранки, калачи.
Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5%), органические кислоты. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой».
IV. Объяснение нового материала.
Слово «бутерброд»- немецкое слово и означает оно «хлеб с маслом».
Бутербродоведение как наука формируется в XIV веке, когда немецким монахом Бредом Бутером был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обители намазывали маслом и подбрасывали вверх бутерброды в течение одиннадцати часов. Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. На обед, который бывает очень поздно — как наш ужин. В остальное время скандинавы — шведы, датчане, норвежцы и финны — едят бутерброды. Они считают эту еду вкусной, практичной и красивой.
Бутерброды- это сытные, простые и вкусные блюда, которые легко и быстро готовить.
Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.
По способу приготовления бутерброды делятся на:
· холодные и горячие;
· простые и сложные;
· открытые и закрытые (сандвич);
· закусочные (канапе).
Сандвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича.
Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом.
Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др.
Бутербродам можно придать разнообразную форму:
o Круглую
o овальную
o треугольную
o квадратную
o ромбическую.
По виду продуктов:
o рыбные (копченая или солёная рыба, красная или черная икра)
o мясные (мясо, колбаса, сало, ветчина, паштет)
o сладкие (крема, варенье, мёд)
o молочные ( сыр, масло, творог)
o овощные (огурцы, помидоры, баклажаны ,лук, листья салата, укроп, петрушка)
Ответьте на вопрос: Какие вы знаете бутерброды?
Особенности приготовления бутербродов следующие:
1. Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
2. Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
3. Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
4. Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
5. С жирными продуктами (мясом, рыбой, яйцами, творогом) готовят калорийные бутерброды;
6. Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
7. Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
8. Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Требования к качеству готовых бутербродов
- Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед употреблением.
- Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
- Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
- Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
- Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С - 3 часа.
Даже из самых обычных продуктов вы можете приготовить самые необычные бутерброды, если захотите превратить будни в праздник, а праздник сделать весёлым и незабываемым. Забавные бутерброды украсят ваш праздничный стол и произведут неизгладимое впечатление на ваших гостей. Они, несомненно, понравятся всем взрослым и детям.
Сейчас мы перейдем к выполнению практической работе. Давайте повторим технику безопасности на кухне, а что еще должны вы сделать, прежде чем работать на кухне? Правильно, обязательно надеть спецодежду и вымыть руки.
Практическая работа “Приготовление бутербродов”.
Итак, можно приступать к практической работе. Вооружитесь необходимыми инструментами, терпением, желанием и хорошим настроением!
И конечно же - не забудьте вложить каждая в свой рецепт немножко души, доброты и юмора!
Ребята по подготовленным дома инструкционным картам и эскизам готовят бутерброды.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.
V. Закрепление материала.
По окончанию выполнения практической работы заполняют карточку-тест.
Карточка-тест 1.
ФИ_______________________________
Название бутерброда_______________________________
Определить вид бутерброда (подчеркнуть):
1. Горячий, холодный
2. Сладкий, солёный
3. Открытый, закрытый
4. Простой, сложный
5. Относится к канапе, не относится к канапе.
VI. Рефлексия.
1.Какие новые знания вы сегодня получили?
2.Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?
3.Оцените свою работу на уроке по такой таблице:
Ф.И. | Класс: | |||
| «5» | «4» | «3» | «2» |
Готовность к уроку |
|
|
|
|
Работа на уроке |
|
|
|
|
Усвоения темы урока |
|
|
|
|
Оценка |
|
|
|
|
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Приготовить бутерброды в домашних условиях, принести Отзыв, написанный членом семьи.
Используемая литература.
1. В.Д. Симоненко, Н.В. Синица. Технология ведения дома 5 класс. М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2015.
2. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. Издательство “Учитель”, 2009.
3. И. Степанова. Забавные бутерброды.. Издательство М. “Аргумент- Принт”, 2014.
comments powered by HyperComments