Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий... ☼
Автор: Курбанязова Галина Геннадиевна
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить. Потребность у детей в игре, несомненно, велика и проявляется очень редко. Уже в младшем возрасте дети охотно изображают прыгающих зайчиков или цыплят, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационные, но чрезвычайно насыщенные и поэтому несут в себе большой положительный заряд.
Обыгрывать можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней постепенно перейти к небольшим сюжетам. Постепенно действия с игрушками становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление дошкольника об игровом образе.
Инсценировками, драматизацией, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый. Дети недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются.
Театрализованная деятельность может быть организованна в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; представлена частью занятия.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных занятий и социального опыта. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов:
- педагогу необходимо выразительно прочитать произведение;
- провести беседу по этому произведению, поясняющую и выясняющую не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее воспроизведение произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Театрализованная деятельность дошкольников, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс. Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание должно преследовать одновременное выполнение трех основных задач:
- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально-эмоциональное развитие детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытый ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют сопереживать персонажам и событиям, «и в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам...» [5, с.110]. Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важно: нередко люди, владеющие речью, настолько застенчивы, не уверены в себе, что достаточно присутствия двух-трех посторонних, что они буквально не могут произнести слова.
Разностороннее влияние театральной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.
Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, делать выводы. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых.
Сознавая все это, я решила организовать театральную деятельность у себя в группе. Работу я построила в несколько этапов:
На первом этапе необходимо было создать условия для театрализованной деятельности: изготовить ширму, приобрести набор театрализованных кукол для разных видов театра. В начале года дошкольникам показывались кукольные театры по сказкам. Для показа использовала игрушки кукольного, настольного, пальчикового театра и фланелеграф. Показ сказок у детей вызывал живой интерес. После каждого просмотра проводилась беседа. Младшие дошкольники, как могли, выражали свои впечатления, но речь у них еще не богата и поэтому я решила помочь детям расширить словарный запас. Используя прием «вопрос – ответ», я задавала детям наводящие вопросы, тем самым активизировала их речь. Вначале малоактивные дети не хотели вступать в диалог, но потом, смотря на активных детей, они включались в работу.
На втором этапе дошкольники не только смотрели сказку, но и проговаривали с героями песенки, различные фразы. На этом этапе показ шел в форме общения. Таким образом, у детей родилось желание самим активно действовать. Так мы подошли к третьему этапу, в котором начали обыгрывать малые литературные формы: потешки, стишочки. В этом случае я сама читала литературное произведение, а дети подражали действиям героев. Так, при разучивании с детьми потешки «Кошкин дом», прочитав слова несколько раз, сделала дом для кошки из стульчиков и предложила дошкольникам действовать в соответствии с текстом. При этом кто-то из детей исполнял роль кошки, а кто-то роль курочки и т.д.
После обыгрывания потешек мы с дошкольниками приступили к четвертому этапу. На этом этапе мы начали играть в игры-драматизации. Для игр отбирались произведения, содержание диалог между действующими лицами. Участвуя в драматизации, ребенок входит в образ, живет его жизнью. Перед тем, как вовлечь детей в игру, я выбирала литературное произведение и читала его с установкой на последующее обыгрывание. После чтения задавала вопросы, которые помогали воспроизвести последовательность действий, напоминала характерные черты персонажей. Обыгрывая русскую народную сказку «Теремок», мы с детьми отметили, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно.
Для драматизации произведений, дошкольники должны знать текст. При его разучивании, я работала с детьми над выразительностью речи. Учила управлять темпом речи, силой голоса, звукоподражанию, соответствующим персонажу. Посредством движения передавать характер литературного героя.
К концу года дошкольники переносили полученный опыт в самостоятельную деятельность, используя игрушки настольного театра, дидактические игры, которые были направлены на развитие внимание, образности речи и воображения.
Из этого можно сделать вывод, театрализованная деятельность помогает развивать диалогическую речь, обогащает словарь детей.
Использованная литература:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3 —7 лет. - М., 1999.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1974.
4. Краслюва В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Изд. СПб., 2000.
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.