Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Чтение как компонент развития детей с задержкой психического развития. | Щербинина Анастасия Дмитриевна. Работа №206889

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Щербинина Анастасия Дмитриевна

Чтение как компонент развития детей с задержкой психического развития.

Чтение как компонент развития детей с задержкой психического развития.

 

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения, фундаментом дальнейшего становления ребенка в жизни!

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.

В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.

Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой).

Для его формирования необходим ряд условий:

С

формированность пространственно-

временных представлений.

Сформированность фонематических процессов.

Сформированность зрительного

мнезиса

.

Сформ

ированные представления о фонеме

.

Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Конечно все понимают, что овладение чтением является сложной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических), но многие учащиеся не могут с легкостью овладеть чтением.

А обучающимся с ЗПР еще сложнее. В основе эх трудностей лежат психофизиологические компоненты. Они выражены в замедленном темпе приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. А также влияет низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, и слабость самоконтроля, слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, бедный словарный запас.

А также большую роль играет мотивация! При обучении чтению у многих детей нет интереса и они не хотят читать, из-за отсутствия положительного примера родителей или негативного опыта и трудностей при обучении чтению. У большинства учащихся имеются еще и различные речевые нарушения (дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи). У таких школьников медленно и трудно совершенствуется навык правильности чтения.

Учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать всеми знаниями, умениями и необходимыми навыками.

Работая с любыми детьми на первый план выходит задача повышения интереса к чтению.

Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.

Логопеды, учителя русского и литературы организуют различные формы взаимодействия (совместные заседания методических объединений, взаимопосещение уроков, консультации, круглые столы). Для детей проводятся разные формы занятий.

Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы и до старших классов. Поэтому очень важна связь и преемственность учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы среднего звена.

Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет достичь определенных результатов в решении указанной выше проблеме.

Как же можно привить любовь к чтению?

Через сказки!

Д

ети любят сказки

, да

и взрослые

тоже

.

Одним из методов учащихся являются

увлекательные занятия сказки-терапии, где они учатся слушать и слышать сказку, думать, отвечать на вопросы, дискутировать, рисовать, создавать иллюстрации к сказкам. С точки зрения развития «умения читать» интересными являются следующие задания:

Рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют.

Проанализировать эпитеты, которые используются для описания положительных и отрицательных героев.

Предложить учащимся по данным эпитетам определить характер и внешность героя.

По иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приёмы или предложить учащимся нарисовать иллюстрацию к произведению.

Создать презентацию понравившейся сказки или любимого

героя

(

если это возможно для детей).

По многочисленным наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как к объекту исследования. Элементы игры и соревнования облегчают ознакомление с азами литературоведения и развивают навык анализа литературных произведений.

Для повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать

межпредметные

связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой.

Например

:

Прослушивание музыкальных,

после чего учащимся

предлагается

составить словесные портреты героев.

Сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведения и проанализировать выразительные средства.

Предложить приготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.

Для изучения таких литературных приёмов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы разных народов часто бывают очень похожими. Так ученику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти из предложенной пословицы аналог из другого языка. Эти задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать её особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения.

Одним из действенных методов повышения у школьников интереса к литературе является акцентирование внимания на юмористические аспекты произведения. По показанию исследований психологов юмор является одним из основных побуждающих факторов к чтению у детей школьного возраста.

Не менее важным в достижении положительных результатов у детей является работа с родителями. Родители нередко не понимают серьёзности проблемы, имеют низкий уровень образованно

сти, сами являются

нечитающими

, и,

конечно, не могут быть примером для своих детей в овладении чтением. У большинства семей нет понимания ценности

книги, литературы как искусства

. Родители не имеют представлений о необходимости прививать вкус, любовь, интерес к чтению; детям не читаются книги в дошкольном во

зрасте и т.д.

Список использованной литературы

 

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо», С-Пб, 1997

Кашкаров

А.П.Как

приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону

.,

2014.

Ковалёва Л.Е. Под сенью муз. «Просвещение». М., 1978.

2. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999

4. Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей», С-Пб, 1995

5. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997

6. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995

7. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002

8. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000

9. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002

10. Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005

11. Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР» С-Пб, 2004

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×