Чтение как компонент развития детей с задержкой психического развития. | Щербинина Анастасия Дмитриевна. Работа №206889
Автор: Щербинина Анастасия Дмитриевна
Чтение как компонент развития детей с задержкой психического развития.
Чтение как компонент развития детей с задержкой психического развития.
Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения, фундаментом дальнейшего становления ребенка в жизни!
Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.
В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.
Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой).
Для его формирования необходим ряд условий:
С
формированность пространственно-
временных представлений.
Сформированность фонематических процессов.
Сформированность зрительного
мнезиса
.
Сформ
ированные представления о фонеме
.
Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Конечно все понимают, что овладение чтением является сложной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических), но многие учащиеся не могут с легкостью овладеть чтением.
А обучающимся с ЗПР еще сложнее. В основе эх трудностей лежат психофизиологические компоненты. Они выражены в замедленном темпе приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. А также влияет низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, и слабость самоконтроля, слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, бедный словарный запас.
А также большую роль играет мотивация! При обучении чтению у многих детей нет интереса и они не хотят читать, из-за отсутствия положительного примера родителей или негативного опыта и трудностей при обучении чтению. У большинства учащихся имеются еще и различные речевые нарушения (дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи). У таких школьников медленно и трудно совершенствуется навык правильности чтения.
Учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.
Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать всеми знаниями, умениями и необходимыми навыками.
Работая с любыми детьми на первый план выходит задача повышения интереса к чтению.
Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.
Логопеды, учителя русского и литературы организуют различные формы взаимодействия (совместные заседания методических объединений, взаимопосещение уроков, консультации, круглые столы). Для детей проводятся разные формы занятий.
Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы и до старших классов. Поэтому очень важна связь и преемственность учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы среднего звена.
Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет достичь определенных результатов в решении указанной выше проблеме.
Как же можно привить любовь к чтению?
Через сказки!
Д
ети любят сказки
, да
и взрослые
тоже
.
Одним из методов учащихся являются
увлекательные занятия сказки-терапии, где они учатся слушать и слышать сказку, думать, отвечать на вопросы, дискутировать, рисовать, создавать иллюстрации к сказкам. С точки зрения развития «умения читать» интересными являются следующие задания:
Рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют.
Проанализировать эпитеты, которые используются для описания положительных и отрицательных героев.
Предложить учащимся по данным эпитетам определить характер и внешность героя.
По иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приёмы или предложить учащимся нарисовать иллюстрацию к произведению.
Создать презентацию понравившейся сказки или любимого
героя
(
если это возможно для детей).
По многочисленным наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как к объекту исследования. Элементы игры и соревнования облегчают ознакомление с азами литературоведения и развивают навык анализа литературных произведений.
Для повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать
межпредметные
связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой.
Например
:
Прослушивание музыкальных,
после чего учащимся
предлагается
составить словесные портреты героев.
Сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведения и проанализировать выразительные средства.
Предложить приготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.
Для изучения таких литературных приёмов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы разных народов часто бывают очень похожими. Так ученику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти из предложенной пословицы аналог из другого языка. Эти задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать её особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения.
Одним из действенных методов повышения у школьников интереса к литературе является акцентирование внимания на юмористические аспекты произведения. По показанию исследований психологов юмор является одним из основных побуждающих факторов к чтению у детей школьного возраста.
Не менее важным в достижении положительных результатов у детей является работа с родителями. Родители нередко не понимают серьёзности проблемы, имеют низкий уровень образованно
сти, сами являются
нечитающими
, и,
конечно, не могут быть примером для своих детей в овладении чтением. У большинства семей нет понимания ценности
книги, литературы как искусства
. Родители не имеют представлений о необходимости прививать вкус, любовь, интерес к чтению; детям не читаются книги в дошкольном во
зрасте и т.д.
Список использованной литературы
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо», С-Пб, 1997
Кашкаров
А.П.Как
приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону
.,
2014.
Ковалёва Л.Е. Под сенью муз. «Просвещение». М., 1978.
2. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999
4. Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей», С-Пб, 1995
5. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997
6. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995
7. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002
8. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000
9. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002
10. Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005
11. Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР» С-Пб, 2004