Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Чтение как одно из важнейших условий воспитания личности» | Кротова Екатерина Васильевна. Работа №207591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кротова Екатерина Васильевна

Чтение является одним из важнейших инструментов воспитания и развития детей. Великий русский писатель А.С.Пушкин, подчёркивал - «Чтение  – вот лучшее учение!». Есть и  пословицы о чтении, например: «Кто много читает, тот много знает».

Обучение чтению в начальных классах формирует навыки и умения в работе с текстом, воспитывает культуру чтения,  способствует становление личности ребёнка.

 

 

 

 

Статья

 

«Чтение как одно

из важнейших

условий воспитания личности»

 

 

Автор: Кротова Екатерина Васильевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Воротынская средняя школа

 

 

 

 

 

Как гласит народная мудрость «Ум без книги, как птица без крыльев». С этим высказыванием я полностью согласна, ведь особое значение в жизни ребёнка имеет чтение, благодарю ему человек открывает мир и самого себя.

Чтение является одним из важнейших инструментов воспитания и развития детей. Великий русский писатель А.С.Пушкин, подчёркивал - «Чтение вот лучшее учение!». Есть и пословицы о чтении, например: «Кто много читает, тот много знает».

Обучение чтению в начальных классах формирует навыки и умения в работе с текстом, воспитывает культуру чтения, способствует становление личности ребёнка.

Литературное чтение развивает память, мышление, фантазию, воображение детей. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он вырастит. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

Известно также, что успехи ученика в чтении оказывают и влияние на успехи по другим учебным предметам, таким как математика, окружающий мир, где чтение – это важнейшее средство в достижении специальных знаний, выполнении определённых задач и заданий, необходимых для усвоения учебного материала. В связи с этим важно, чтобы учащиеся как можно раньше приобрели навыки самостоятельного чтения и умения работать с печатным текстом.

Выделяют следующие задачи уроков чтения: развивать интерес и расширять кругозор к чтению; формировать навык чтения; самостоятельно работать с книгой и находить нужный материал; воспитывать средствами чтения у ученика метапредметные компетенции.

В этом учебном году являюсь учителем 3 «г» класса. В моём классе 11 учащихся, со своим классом начала работать год назад, на тот момент они были второклассниками. Когда работа с учениками началась, у некоторых учеников были выявлены следующие проблемы: учащиеся владеют не всеми видами чтения; не понимают смысл прочитанного; пересказать прочитанный текст не могут.

В моём классе пять учеников любят читать, посещают библиотеки и читают произведения не только из школьного курса, но и берут книги для внеклассного чтения. У данных учеников высокий уровень читательской компетенции, так как они владеют различными приёмами чтения, понимают прочитанный и прослушанный текст, умеют работать с текстом, находить в нём нужную информацию. Остальные шесть человек, читают только те произведения, которые прописаны в программе по литературному чтению, интерес к данному предмету у них не сформирован. Уровень читательской компетенции находится на среднем и низком уровне, так как у них выявлены те самые проблемы, о которых я упоминала выше.

В результате этого, поставила перед собой задачи, которые реализую в образовательном и воспитательном процессе: первая задача – освоить различные техники чтения (вслух, «про себя», хоровое, беглое), вторая задача - научить учащихся понимать прочитанный и прослушанный текст, третья задача – научиться текст пересказывать и находить в нём необходимую информацию.

Не следует забывать на уроках чтения и про воспитательный потенциал. Одним из важнейших понятий является воспитание чтением.

Приобщение ребёнка к книге и чтению сложный воспитательный процесс, требующий определенных знаний, умений и навыков. Так как чтение лежит в основе духовного воспитания личности. М.Горький писал – «Любите книгу – источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными».

Как же спроектировать урок чтения, чтобы максимально реализовать его воспитательный потенциал? После прочтения произведений учащиеся оценивают поступки литературных героев, соотносят свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», начинают задумываться о важных вопросах жизни: о правде и лжи, о дружбе, о помощи «братьям нашим меньшим», об уважительном отношении к старшему поколению. Уроки литературного чтения проводятся в форме игры, викторины, путешествия, это вызывает больший интерес у учащихся к чтению, так как они, мотивированны во время игры ответить правильно на большое количество вопросов. Дети очень любят работать в группах, парах и это нужно использовать на уроках, помимо того что меняется вид деятельность, учащиеся между собой общаются, у них формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Чтобы дети лучше поняли поступки литературных героев, могли их объяснить, предложите ребёнку побыть в роли главного героя произведения, спросите его, как бы он поступил в данной ситуации, разыгрывайте прямо на уроке небольшие сценки, данные методы помогут учащимся лучше понять смысл произведения и всё это поспособствует развитию интереса к литературному чтению.

Рассмотрим примеры работы на основе ряда произведений и выясним их главную мысль, тот смысл, который автор заключил в своё произведение и хотел читателей чему-то научить. Главная мысль рассказа Л.Толстого «Филипок» заключается в том, что мечты сбываются у тех, кто действует. Филипок не стал ждать, когда мама разрешит ему ходить в школу, а отправился туда сам. Рассказ «Филипок» учит стремиться к знаниям, быть уверенным в себе и не бояться трудностей. Сказка А.С.Пушкина о царе Салтане учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать.

Вот имена писателей, и некоторые из их произведений, с которыми учащихся необходимо знакомить на уроках чтения и на внеклассном чтении, благодаря данным произведениям, учащиеся познакомятся и узнают как нужно дружить, о взаимопомощи, что зависть – это плохо, об уважении к старшим: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей», Л.Н.Толстой «Старый дед и внучок», «Филипок», «Правда всего дороже», С.В.Михалков «Сила воли», А.Л.Барто «Вовка-добрая душа», Н.Булгаков «Анна, не грусти!».

Как же увлечь ребёнка чтением? К.Д.Ушинский писал – «Читать - ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

Была разработана система упражнений, которая реализуется в период всего учебного года на уроках литературного чтения. Во-первых, необходимо обращать внимание на выбор произведений и текстов для чтения.

Произведение должно соответствовать возможностям детей по языку, чтобы они могли его самостоятельно читать, быть понятно по своей мысли, должно давать знания, так же произведение должно соответствовать возрастным особенностям учащихся и их жизненному опыту.

Во-вторых, использовать специальные методики и упражнения. Каждый урок обязательно начинать с речевой разминки, это могут быть короткие стишки, скороговорки, поговорки.

Перед тем как читать текст (рассказ, басню, стихотворения и т), возвращаемся снова, к речевой разминке, это необходимо для того, чтобы усовершенствовать речевой аппарат учащихся. Учащимся для этого даётся скороговорка, они её читают «про себя», затем хором, прочтение по рядам, темп прочтения увеличивается, читаем медленно, затем быстро, и снова медленно.

Рассмотрим подробнее методики и упражнения направленные на развитие чтения: звуковой (фонетический) метод -  это система обучения чтению, основанная на алфавитном принципе. В основе её - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребёнок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Так же существуют различные виды упражнений: упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения (упражнения по чтению по системе работы И.Т.Федоренко: жужжащие чтение, чтение по ролям, чтение с убыстрением темпа); упражнения, направленные на развитие познавательных интересов (игра «Расшифруй слова»); упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению (чтение слов в предложении начиная с конца); упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения (чтение текста с добавлением недостающего окончания, слога); упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного (один из вариантов обучения пересказу текста:

Чтение отрывка текста длительностью 1-2 минуты. Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам.

Осознание и осмысление прочитанного, ответы на вопросы учителя. Вопросов должно быть не более 3-4.

Запись на доске 4-7 ключевых слов.

Образцовый пересказ текста сильным учеником и прослушивание его классом.

Жужжащий пересказ в парах.

Пересказ текста слабым или средним учеником.

А также применяю на уроках упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения вслух и «про себя» (многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение – упражнения проводятся коллективно, то есть ученики читают каждый в своём темпе).

На уроках литературного чтения применяю и зрительные диктанты. Зрительный диктант – это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает: развить память; тренировать внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать.

Основная работа на уроках литературного чтения, это работа с текстом. Данная работа включает в себя следующее:

1. Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного текста. Формулирование основной идеи текста.

2.Знакомство с биографией писателя.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Соотнесение иллюстраций с текстом.

Чтобы у детей был интерес к литературному чтению их необходимо увлечь этим предметом, и делать это нужно не прерывно, шаг за шагом, регулярно, окуная учащихся в «волшебную сказку, под названием литературное чтение».

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Желаю успехов в познании и увлечении детей литературным чтением, дарите им «волшебную сказку» каждый урок.

 

 

Литература.

1.Государственные мероприятия 2002 года по проблемам библиотек, чтения, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения // Школьная библиотека. 2003. № 1. С.315.

2.Тимофеева, И.Н. Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики / И.Н. Тимофеева // Школьная библиотека. 2003. № 1. С.58 63.

3.Тихомирова, И.И. Воспитание чтением: как это происходит / И.И. Тихомирова // Психология детского чтения: от А до Я / И.И. Тихомирова. М.: Школьная библиотека, 2005. С. 6573.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×