"Чтение с листа" | Орлова Оксана Анатольевна. Работа №240171
Автор: Орлова Оксана Анатольевна
методическое сообщение
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Школа искусств №52»
Методическое сообщение
«Чтение с листа»
Выполнила:
преподаватель Орлова О.А.
2020
«Освоение техники чтения состоит в том,
что вырабатывается механизм перехода
от слова видимого к произносимому» -
пишет в своей книге
«Психология овладения навыком чтения»
А.Егоров
Умение читать ноты с листа – одно из важных качеств творческой личности музыканта, как любителя, так и профессионала. При чтении с листа также есть связь знака со звуком. Но процесс чтения с листа более сложен: это зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы.
Общим является зрительное восприятие. Потому и в том, и в другом случае имеют движения глаз, так как они всегда несколько опережают произнесение и звуковосприятие (читающий и исполнитель производят «разведку» глазами). Охват глазом определённых отрезков текста в обоих случаях зависит от подготовки ученика.
Так, на самом начальном этапе обучения читающий видит отдельные буквы, играющий на инструменте – отдельные ноты. На последующей ступени обучения читающий охватывает уже целые слова, а играющий – музыкальные фразы или части их.
Не следует отождествлять чтение текста с чтением с нот с листа, которое имеет свои особенности, так как требует специального развития музыкальных способностей: внутреннего слуха, музыкально – слуховых представлений, овладения техникой игры на инструменте. Но есть один общий интересный момент: «смысловые догадки». Ещё Ушинский высказал правило, что быстрота чтения должна развиваться одновременно с быстротой понимания: зная, о чём идёт в произведении (литературном) речь, можно угадывать последующее слово иногда по одной только букве. То же приходит и в чтении нот с листа. Понимание должно быть прежде всего. В процессе чтения нот с листа существует проблема в постепенном укрупнении единицы восприятия нотного текста, развитии музыкального мышления ученика, быстром охвате и расшифровке всё более крупных фрагментов текста.
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста по крупным смысловым фрагментам, существует упражнение «фотографирования». Ученику «предъявляется» на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги определённый отрывок нотного текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент; и так до конца пьесы.
Сначала это упражнение выполняется с остановками, а затем скорость увеличивается, укрупняется и объём запоминаемых текстовых фрагментов.
Из методики обучения чтению в начальной школе известно, что беглость чтения – это результат навыка, а всякий навык, естественно, приобретается путём упражнений – чем больше ребёнок будет читать, тем больше у него разовьётся этот навык. Также многие музыканты, превосходно читающие с листа, часто говорят, что лучший способ научиться читать – это как можно больше читать. Но дело не только в тренировке. Мы нашли общие моменты в технике чтения литературного текста и чтения нот с листа. Что же отличает чтение нот с листа? С психологической точки зрения развитый навык игры с листа – это сложная система синтеза зрения, слуха и моторики. Здесь задействованы внимание, воля творческое воображение, память, интуиция исполнителя.
Есть два предварительных, исходных условия игры по нотам: уверенное знание «языка нот», системы нотных обозначений и ускоренное чтение, восприятие нотной графики. Ускоренное чтение, восприятие, в свою очередь, опирается на чёткое представление пространственных дистанций между нотами, знаками, так называемое «относительное чтение»; одна нота – абсолютное положение, остальные – относительное, и на умение мгновенно распознавать наиболее распространённые ритмоинтонационные комплексы, типичные, похожие методические и гармонические обороты, то есть гаммообразные движения, арпеджио, аккорды, последования аккордов и т.п.
На следующем, более высоком уровне находится умение быстро анализировать музыкальный текст, определять его структуру.
Структурное чтение текста ставит перед баянистом более сложные задачи, чем, скажем, перед домристом. Это связано с тем, что музыкальная ткань в изложении для баяна требует осмысления по нескольким мнениям одновременно – по горизонтали и по вертикали, причём чтение текста по горизонтали даётся более легко и естественно всвязи с привычкой читать словесный текст.
Специфичным для чтения нот с листа на баяне (также как и для чтения фортепианной музыки и партитур) является навык быстрого охвата вертикали, т.е. на нескольких нотных строчках одновременно, и, к тому же, на двух разных клавиатурах. Навык чтения по вертикали тренируется с помощью специальных упражнений. На начальном этапе – с помощью тщательно подобранного нотного материала.
Развитие навыка восприятия нотного текста по горизонтали наталкивается на трудности, связанные с тем, что в нотной записи нет знаков, аналогичных знакам препинания и промежуткам между словами в литературном тексте. В то же время существуют многообразные средства, которые могут служить достоверным признакам расчленённости, а именно: точные или варьированные повторы, вопросно-ответное соотношение фраз, ритмические остановки, контрастные сопоставления и другое. Чтобы более чётко обозначить границы синтаксического чтения, можно использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги, цезуры в виде двойной черты. Среди упражнений можно использовать уже упоминаемое упражнение «фотографирования», или «линейка».
Важный компонент навыка чтения с листа – быстрая и точная двигательная реакция исполнителя на нотную картину, на сигналы нотного текста. Нечёткая реакция моторики часто становится серьёзной помехой при игре с листа даже у продвинутых учеников. Уверенная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре достигается при: разучивании и исполнении пьес со скрытой от глаз ученика при помощи специальной планки клавиатурой (демонстрация приспособления - автор); исполнении выученных пьес с закрытыми глазами или темноте (игра вслепую).
Также необходимо вырабатывать аппликатурную технику (аппликатурные формулы), то есть довести до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации.
Требования к нотному материалу:
· Не должен превышать слухового опыта учащегося;
· В техническом отношении должен быть более лёгким;
· Сочетать в себе элементы нового со знакомым;
· Иметь последовательное усложнение трудностей.
Предварительный зрительный анализ включает в себя:
· Осмысление размера, лада, тональности;
· Определение структуры мелодии – фраз, мотивов;
· Выявления характерных особенностей текста (движение по ступеням по звукам аккордов, скачки на устойчивые или неустойчивые ступени);
Чтение с листа – одна из важнейших форм музыкального творчества. Эффективность обучения в музыкальном учебном заведении во многом зависит от того, насколько широко охватываются и прочно взаимодействуют между собой все виды учебно-воспитательной работы. Развитие творческих качеств – игра по слуху, импровизация, транспонирование, а также чтение с листа способствуют развитию музыкальных способностей, инициативы и творческой самостоятельности, воспитывают необходимые для каждого учащегося навыки, активизируют теоретические знания и помогают применять их в практике. Чем раньше начнёт учащийся приобретать эти навыки, тем интереснее и целенаправленнее будет осуществляться его музыкальное развитие.
Литература
1.Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. – Л.: 1979.
2.Баренова Н. М. О развитии творческих способностей ученика. Сб. ст. под ред. Михелис. – Л.: 1967.
3.Брянская Ф. Навык игры с листа и принцип его формирования// Ребёнок за роялем: Педагоги – пианисты социалистических стран о фортепианной методике. Сб. ст. – М.: 1981, с. 194 – 200
4.Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения с листа. – М.: 1960.
5.Котляровская М. Штуден Л. Приобщение к творчеству. – Новосибирск