"ЧУВСТВЕННАЯ ЭСТЕТИКА ДЕТСТВА" ☼
Автор: Марченко Светлана Григорьевна
Чувственная эстетика детства
Во все времена, дети считались привилегированным обществом. В дошкольном учреждении дети проводят весь день. Детский сад - это большая дружная семья.
Мир ребенка — сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Возможно, это гармония в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях. Дети неравнодушны к красоте, они тонко ее ощущают и желают.
На пороге третьего тысячелетия со всей определенностью обозначилось гуманитарное противостояние духовных ценностей научно-техническому сциентизму в сфере образования. Процесс реформирования российского образования с позиции гуманизации принципиально изменил теоретические подходы к сущности эстетического воспитания, акценты которого с отдельных видов искусства стали перемещаться на универсальную сущность эстетического освоения мира. Освоение тех или иных видов искусства, художественной культуры является универсальным способом вхождения в мир духовно-эстетических общечеловеческих ценностей. Концептуальный подход к эстетическому развитию основывается на развёртывании всех деятельностных сил личности, её внутреннего творческого потенциала.
Эмоционально - ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве можно постичь только через собственные переживания – проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально ценностных критериев жизни.
Вспомним слова Врубеля о том, что в основе всякой красоты – «форма, которая создана природой вовек. Она – носительница души, которая тебе одному откроется».
Как мы, взрослые, так и дети эстетически живут, прежде всего, в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним. Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество.