Цифровизация образования в современном обществе | Корнилова Ольга Викторовна. Работа №321341
Статья посвящена вопросу цифровизации и цифровым технологиям в образовании. Современное общество характеризуется большим потоком информации и внедрением в различные сферы деятельности нововведений, что требует от человека определенных знаний и умений, во главе которых – креативность и творческое мышление. Простая работа активно передается электронно-вычислительным машинам, в основе которых лежит искусственный интеллект. Системе образования необходимо обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, которая повысит рост экономики и производительности труда. Система образования формирует у человека базовые знания и умения для успешного развития и продвижения в условиях цифровизации. В данной статье рассмотрено понятие цифровизации в образовани, обоснована необходимость использования цифровых технологий и обеспечения цифровой социализации учащихсяЦифровые технологии – это не просто инструмент в современном мире, но и среда, которая открывает большие возможности для обучения и развития.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена вопросу цифровизации и цифровым технологиям в образовании. Современное общество характеризуется большим потоком информации и внедрением в различные сферы деятельности нововведений, что требует от человека определенных знаний и умений, во главе которых – креативность и творческое мышление. Простая работа активно передается электронно-вычислительным машинам, в основе которых лежит искусственный интеллект. Системе образования необходимо обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, которая повысит рост экономики и производительности труда. Система образования формирует у человека базовые знания и умения для успешного развития и продвижения в условиях цифровизации. В данной статье рассмотрено понятие цифровизации в образовани, обоснована необходимость использования цифровых технологий и обеспечения цифровой социализации учащихсяЦифровые технологии – это не просто инструмент в современном мире, но и среда, которая открывает большие возможности для обучения и развития.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии в образовании, совершенствование системы образования, искусственный интеллект.
DIGITALIZATION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION
На современном этапе развития общества в различные сферы деятельности человека активно внедряются инновации, что требует от людей: постоянного развития и совершенствования своих знаний и умений; креативности, творческого мышления и готовности к сотрудничеству. В связи с этим информационно-коммуникационные технологии приобретают особую значимость. Это залог успеха в любой сфере деятельности.
В данном ключе важно отметить, что от 09.05.2017 № 203 утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2017 – 2030 годы, направленная информатизацию и цифровизацию общества [5]. В документе также указывается, что население страны, активно использующее цифровые ресурсы, должно составлять не менее 40% уже к 2024 году. Данное требование, несомненно, требует перестройки и в системе образования, связанной как с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и с цифровой социализацией учащихся и совершенствованием ИКТ-компетенций.
Как утверждает Е.А. Кашина: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [3, с.93].
Новые инструменты расширяют возможности человека. Применение более сложных инструментов (интернет + поисковые системы + социальные сети) требуют развития более сложных когнитивных процессов.
Возросла численность школьников, пользующихся цифровыми ресурсами, что свидетельствует об их повышенном интересе к использованию возможностей современных цифровых технологий. Это является преимуществом цифровизации образования.
Таким образом, существует необходимость формирования у современного человека информационной культуры и обеспечение цифровой социализации в качестве обязательных условий уже со школьного возраста.
Система образования должна быть нацелена на обеспечение уверенного перехода в цифровое общество, для которого характерным является рост экономики и продуктивные трудовые отношения. На рынке труда уже активно используются ЭВМ, основанные на искусственном интеллекте, которые успешно справляются с рутинной работой. Задача современного человека заключается в проявлении креативности и творческого мышления с целью создания и внедрений новшеств.
Использование цифровых технологий наряду с традиционными позволят повысить мотивацию обучающихся, сам процесс образования. Необходимость повышения мотивационной составляющей находит отражение и в таких документах, как «Кадры и образование», программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которые направлены на повышение мотивации современных учащихся к освоению цифровых компетенций.
Мы приходим к выводу, что понятие цифровизации появляется в связи с интенсивным развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий. Однако первое упоминание о цифровизации связано с именем немецкого экономиста - Клауса Шваба. Он назвал 1960-1980 гг. годами цифровой революции, полагая, что ее катализатором явилось развитие полупроводниковых ЭВМ, затем в 60–70-х — появление персональных компьютеров, начиная с 90-х — появление сети Интернет [8]. Клаус Шваб предположил, что приближается четвертая промышленная революция, которая также будет связана с цифровизацией, с совершенствованием сети Интернет, гаджетов, которые содержат множество функций и развитием искусственного интеллекта.
Викисловарь приводит следующую трактовку понятия «цифровизация»: «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [7].
А. Марей под цифровизацией понимает: «изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом» [4].
Уточняя понятие цифровизации, Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов отмечают: «это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера» [2, с.103].
Анализируя содержание понятия «цифровизация», можно сделать вывод, что развитие сети Интернет, искусственного интеллекта и гаджетов – это базовые технологии цифровизации, на которых строится продуктивная деятельность. В сфере образования вводятся понятия «цифровизация образования» и «цифровые технологии».
Цифровизация образования ведет к изменениям на рынке труда, в образовательных стандартах, выявлению потребностей в формировании новых компетенций населения и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация меняет прежнюю методическую основу школы, с другой, информация доступна в различных ее формах, не только в текстовой, но и звуковой, визуальной. Следовательно, цифровизация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы.
Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте.
Одним из основных элементов цифровизации образования является цифровая грамотность. Цифровая грамотность – главный приоритет образования, это способность проектировать и использовать контент с помощью цифровых технологий, применяя компьютерное программирование, графические техники визуализации, компьютерную графику, мультимедиа разработку онлайн-курсов и т.д., поиск и обмен информацией, коммуникация с другими обучающимися.
Под цифровой грамотностью мы рассматриваем различные ее виды: медиаграмотность, отношение к инновациям, коммуникативная, компьютерная, информационная грамотность. Чтобы решить задачи цифровизации, нашему образованию предстоит пройти через цифровую трансформацию.
Цифровая трансформация образования, по мнению ученых, – это ответы на глобальные информационные вызовы, происходящие в мире.
Орлова Л.В. акцентирует внимание на переход к интерактивным видам взаимодействия, она отмечает, что обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно получать знания и порождать собственное инновационное знание, тем самым формировать новые компетенции XXI века, которые носят название четыре «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация.
В своих исследованиях А.Ю. Уваров отмечает, что цифровая трансформация образования должна сопровождаться «синергичным» обновлением содержания, которое приведет к кардинальному улучшению качества образования. Мы согласны с мнением А.Ю. Уварова, что цифровая трансформация образования приведет общество к цифровой экономике, если система образования будет соответствовать требованиям и возможностям цифрового общества. Современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду.
В настоящее время широкое распространение получили такие образовательные технологии, как онлайн-курсы, которые предоставляются вузами для всех обучающихся. Такие образовательные технологии, как массовые образовательные учебные курсы, применяемые дистанционно, помогут студентам обучаться в любой удобной для них форме и позволят получить квалифицированное обучение по конкретному направлению подготовки.
В России онлайн-курсы размещены на образовательных платформах «Открытое образование», «Одно окно» (online.edu.ru), We.Study, Emdesell, GetCourse, Justclick, Innovationbro, Memberlux, Zenclass и др. На этих платформах собраны массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, они предоставляют возможность зарегистрироваться на эти курсы и обучаться, затем получить сертификат и предъявить в свой университет для перезачета по соответствующей дисциплине. Инициатором этого проекта является «Открытое образование», предлагающее своим пользователям более 250 учебных курсов по разным дисциплинам [6]. Онлайн-обучение в цифровой образовательной среде предусматривает уже известное синхронное и асинхронное обучение. Синхронное онлайн-занятие предполагает электронное взаимодействие учащегося и педагога в конкретное время.
Асинхронные курсы отличаются тем, что педагог выкладывает в Интернет теоретические материалы и различные задания по курсу, а учащиеся работают с информацией в любое удобное для них время. Нам импонирует «смешанное обучение», которое предполагает «совмещение реального обучения» лицом к лицу с преподавателем в аудитории и интерактивными возможностями.
Востребованной технологией в настоящее время является технология «мобильное обучение», позволяющая использовать учебную информацию с персональных цифровых устройств (смартфоны, планшеты и т.д.).
При онлайн-обучении преподаватели используют такую технологию, как «Система управления курсом». Эта технология состоит из инструментов (программное обеспечение), которые обеспечивают преподавателю возможность проектировать образовательные курсы и располагать их в сети. Большое значение в цифровом обучении имеет система электронного обучения «Еlearning», имеющая различные приложения и процессы, дающие возможность учащимся использовать учебные материалы [1].
Среди онлайн-технологий важную роль играет технология «Игрофикация (геймификация)», она используется с дидактической целью. В ней применяются механизмы, которые используются в видеоиграх. Одним из вариантов геймификации являются веб-квесты. Эта технология позволяет использовать и интегрировать ресурсы Интернет и цифровые технологии в учебный процесс вуза и эффективно формировать с их помощью профессиональную компетенцию, такая технология позволяет организовать научно-исследовательскую деятельность студентов.
Использование технологии веб-квест позволяет педагогам решить следующие задачи: с повышением мотивации, улучшить учебные достижения; использовать методы графической визуализации в обучении; формировать информационную культуру; решать творческие задачи; оптимизировать учебную деятельность.
При реализации образовательных программ в рамках цифровой образовательной среды используется «Технология 1:1», которая предполагает инклюзивное обучение с обеспечением каждого студента персональными техническими средствами обучения (компьютером, ноутбуком, планшетом).
Стратегия цифровизации образования предусматривает такие перспективные инновационные технологии, как искусственный интеллект, блокчейн и виртуальная реальность. Искусственный интеллект – это технология, которая используется при решении «интеллектуальных» задач, и все ее разработки направлены на создание программ для распознавания образов, систем для автоматического управления автомобилем и машинного перевода и т.д.
В образовании применяется обучающая программа, которая усиливает интерактивность и интеллектуальную составляющую, характерную для педагога. Интеллектуальные образовательные программы и экспертная система являются очень перспективными, быстро распространяются. Блокчейн, технология, обеспечивающая хранение данных, обладающая распределенным ресурсом, предназначены для работы с цифровой валютой Биткоин. Она гарантирует безопасность хранения данных в цифровом формате, а также осуществляет контроль за их изменением. В системе образования блокчейн используется для хранения информации об экзаменах, выданных дипломах и сертификатах и т.д., причем данную информацию можно получить незамедлительно, убедившись в ее подлинности и не прибегая к архивным данным на бумажных носителях.
Технологии виртуальной реальности. Существуют следующие виды систем виртуальной реальности:
– обычная (классическая) виртуальная реальность (VirtualReality – VR), где обучающиеся взаимодействуют или погружаются в виртуальный мир с помощью компьютерной программы;
– дополненная или компьютероопосредованная реальность (AmendedReality – AR), где осуществляется накладка на генерируемую компьютером информацию сверху на изображения реального мира;
– смешанная реальность (MixedReality – MR), где реальный мир связан с виртуальным, и они объединены между собой.
Технология MR может использоваться для решения различных задач и является универсальной. У преподавателей есть возможность создания виртуальных лабораторий для изучения мировых экологических проблем и т.д. Виртуальная реальность дает возможность проведения видеоконференций, которые обладают наибольшим эффектом по сравнению с веб-конференциями, напоминающими телефонные разговоры. Эти технологии используются для виртуальных путешествий, ознакомления с другими культурами и при изучении иностранного языка. При изучении естественнонаучных дисциплин учащиеся при помощи очков виртуальной реальности могут оказаться в виртуальных лабораториях и проводить различные эксперименты, осуществлять взаимодействия с различными объектами и вести наблюдение за естественнонаучными процессами, происходящими в природе.
С помощью виртуальной реальности можно осуществлять проектирование трехмерных объектов. Моделирования виртуальной реальности обеспечивает студентам формирование таких навыков, которые в реальности сформировать не представляется возможным в силу различных обстоятельств – это опасность допустить ошибку и другие ограничения (высокая стоимость оборудования, опасность для других людей и т.д.). Например, обучение авиапилотов осуществляется с помощью приложения MR.
Таким образом, цифровизация образования изменяет содержание обучения, а также подачу информации. Это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, базам данных, форумам. Когда проводятся практические занятия, возможно использование социальных сетей. Актуальными в обучении становятся электронные издания. Многие издательства, специализирующиеся на издании учебной литературы, переходят на электронные версии учебников. Цифровые технологии бурно развиваются и обновляются (высокоскоростной Интернет, смартфоны, планшеты и т.п.). Инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети; облачные сервисы Google, Office 365 и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам.
Список источников
1. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning. Высшее образование в России. 2010; № 8 – 9: 41 – 44
Вартанова
Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое
будущее :
академическая монография / Е. Л.
Вартанова
, А. В.
Вырковский
, М. И.
Максеенко
, С. С. Смирнов. —
М. :
МедиаМир
, 2017. — 160 с.
Кашина Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса
информатики :
дис
. … канд.
пед
. наук
. — Екатеринбург, 1997. — 187 с.
Марей А.
Цифровизация
как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.
aspx (дата обращения: 24.02.2022
).
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р [Электронный ресурс]. – Режим
доступа :
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения:
24.02.2022
).
Цифровая Россия: новая реальность. Аналитический отчет экспертной группы
Digital
. ООО «Мак-
Кинзи
и Компания
СиАйЭс
», 2017. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа :
www.mckinsey.ru (дата обращения:
24.02.2022).
Цифровизация
[Электронный ресурс] //
Викисловарь
. — Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/
wiki
/
цифровизация
(дата обращения:
24.02.2022
).
Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read/ (дата обращения:
24.02.2022
).