Cоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями посредством анималотерапии

Автор: Тюмавина Наталья Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Анималотерапия (от англ. animal животное) —метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

      По мнению психологов, общаясь с животным ребенок переносит на отношение к нему свои страхи, комплексы, проблемы. Животные способствуют расширению представлений о добре и зле, помогают разобраться в реальных жизненных ситуациях. Посредством общения с животными у детей снижается уровень психоэмоциального напряжения, тревожности. Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний. Также наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей. 

        У большинства детей с ограниченными возможностями наблюдаются трудности в общении со сверстниками, взрослыми, проявляющиеся в замкнутости, агрессивности, неумении выразить эмоции в отношении окружающего мира. Дети данной категории имеют чаще всего обедненный словарный запас, нарушения речи, слаборазвитую мелкую моторику, что мешает им строить отношения в обществе.

Решение данных проблем программно-целевым методом будет способствовать решению основной задачи анималотерапии — раскрытию дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей с ограниченными возможностями, обогащению социально адаптированного поведенческого реперту­ара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным макси­мально приспособиться к условиям жизни, нахо­диться в сбалансированном взаимодействии с окру­жающими и социальной адаптации в обществе в целом.

На решение этих задач направлена программа социальной адаптации  детей-инвалидов средствами анималотерапии «Мой друг».

Игры и упражнения ,включенные в данную программу и основанные на работе с образами животных с использованием телесно-ориентированных техник, позволят высвободить застоявшиеся эмоции, раскрепоститься, снять напряжение; помогут войти в состояния разных животных и перенять у них способность спокойно вслушиваться и молчаливо ощущать пространство вокруг, инстинктивно чувствуя опасно оно или благожелательно, расположено к вам или закрыто; развить волевые качества -терпение, выдержку, настойчивость, гибкость; будут способствовать развитию ощущений и осознанию собственного «Я».

 

 

            Цель: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями посредством анималотерапии.

            Задачи:    

1.Коррекция негативных эмоциональных проявлений посредством работы с образами животных.

2.Развитие коммуникативной функции общения.

3.Развитие мелкой  и общей моторики.

4.Раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями

5.Выработка навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающей средой.

6.Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

       Контингент участников: дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет.

       Область реализации: дополнительное образование, практическая психологическая деятельность, социальная сфера.

направление

цель

содержание деятельности

Психологическое

Формирование позитивных  эмоций и чувств, снижение уровня проявления негативных эмоциональных состояний.

 

 Работа с образами животных на осознание чувств, ощущений,  управление эмоциями, развитие внимания, воображения, снятие  эмоционального и мышечного напряжения.

Педагогическое

Совершенствование мелкой моторки,

развитие речи,

 расширение кругозора.

Формирование  представлений о животном мире (внешнем виде, повадках и т.д.), упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речи ,упражнения на развитие фантазии.

 

Социальное

Обогащение социально адаптированного поведенческого реперту­ара .

Формирование навыков общения.

 

работа с образами животных (повадки, характер) для раскрытия

 дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями.

Программа реализуется в течение года циклами по три месяца : март-май; сентябрь-ноябрь. В летнее время  программа не реализуется.

 1 этап-подготовительный  (январь-февраль):

- разработка(корректировка) и утверждение программы;

-подбор и распределение функциональных обязанностей между  специалистами, реализующими мероприятия программы;

- разработка планов, конспектов мероприятий по обозначенным направлением;

- подготовка материально-технической базы.

-подготовка и распространение информационно-рекламной продукции.

 2 этап- организационно-диагностический (1-ая неделя реализации):

- формирование групп;

- диагностические мероприятия.

3 этап – основной ( март-май; сентябрь-ноябрь):

 -реализация мероприятий программы.

4 этап – заключительный (последняя неделя реализации) :

-подведение итогов реализации программы;

-определение уровня удовлетворенности участников;

 5 этап- информационно-аналитический (июнь, декабрь):            

- анализ итогов реализации программы, оценка ее эффективности.

-освещение  итогов программы в СМИ;

-обобщение и распространение  опыта реализации программы.

        Программа состоит из 12  мероприятий (тематических дней), которые проводятся  1 раз в неделю.  Каждое мероприятие  посвящено определенной теме (животному), состоит из нескольких занятий, реализуемых в течение дня. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста и состояния участников, но не может превышать 30 минут. Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов о животных и т.д.     

         Занятия проводятся  малыми подгруппами,  всей группой или индивидуально в зависимости от состояния здоровья, уровня нарушений жизнедеятельности, возрастных   особенностей детей. Оптимальное количество участников занятия 5 -8 человек.

        Используются различные формы групповой и индивидуальной работы с семьей и детьми. Формы варьируются и подбираются в зависимости от цели и направленности мероприятия, особенностей состояния и развития  участников, места проведения мероприятия.

      В течение  реализации программы  оформляется выставка детских работ, действующая постоянно и пополняемая в течение всего периода реализации программы. Оформляется  детская «Книга  сказок», состоящая из  лучших сказок, сочиненных детьми по итогам тематических дней. Каждому ребенку вручается  его «книга сказок», состоящая из историй сочиненных данным ребенком. 

                                        Тематический план мероприятий

№ п/п

тема  дня

             содержание

срок реализа

ции

ответственный

Тематические дни

1

День зайца (кролика)

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3.Изготовление поделки «заяц»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание  песен о зайцах

 

1неделя

соц.педагог

психолог

воспитательинструктор по труду

2

День Волка (собаки)

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о волке

2 неделя

3

День лисы

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов , прослушивание песен о лисе

3 неделя

4

День обезьяны

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Лепка «Лакомство для обезьяны»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о обезьяне

 

4 неделя

5

День кошки

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6.  коллективная работа «Выставка кошек»

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о кошке

5 неделя

6

День ежа

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Аппликация «ежик»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о ежике

6 неделя

7

День змеи

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6.ИЗО «Иллюстрация к сказке»

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов , прослушивание песен о змее

7 неделя

8

День тигра

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Изо «Необыкновенный тигр»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о тигре

8 неделя

9

День морских животных

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. Аппликация «Морская сказка»

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов о лисе, просмотр фильмов, прослушивание песен о морских животных.

9 неделя

10

День медведя

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3. Упражнение «Необыкновенное пение»

4.Упражнение «Волшебные превращения»

5.Сочинение сказки

6. Аппликация «Коричневая страна»

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов , прослушивание песен о медведе

10 неделя

11

День лошади

1.Занятие «Животное в естественной среде»

2.Работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

3.Упражнение «Волшебные превращения»

4.Сочинение сказки

 

Дополнительно в течение дня: чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов, прослушивание песен о лошади

11 неделя

12

День несуществующего животного

1. Рисунок «Несуществующее животное»

 2. «Зверь из бумаги»

3. Игра-имитация «Чудище несусветное»

4. Игра-медитация «коркочидил на поводке»

4.Упражнение « маленький зверек»

5.Сочинение сказки о звере невиданном и неслыханном

 

Дополнительно в течение дня: чтение  сказки «Невероятное существо» Сладков Н.И.

12 неделя

Общение с животными в естественной среде

1

экскурсия в акванариум

Наблюдение за   рыбками, морскими животными

 

1 раз в период

соц.педагог

специалист по соц.работе

2

экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские увалы»

Наблюдение за  животными на природе.

Общение с животными( кормление с руки, прикосновения к животным)

1 раз в период

3

экскурсия на фермерское хозяйство

наблюдение за домашними животными  в естественных условиях

общение с животными (кормление, прикосновения к животным)

1 раз в период

4

катание на лошадях

катание на повозке

 

1 раз в период

 

 

Работа с родителями

 

 

1

родительское собрание

знакомство с программой, содержанием занятий, определение меры участия родителей в мероприятиях программы ознакомление с итогами работы

 

в начале и конце периода

соц.педагог

специалист по соц.работе

психолог

2

мастер-класс «работа с образами животных»

обучение родителей методам и способам работы с образами животных в домашних условиях

1 раз в период

3

Привлечение родителей к подготовке  и проведению мероприятий

 помощь в изготовлении и подборе материалов и атрибутов к занятиям, оформлении, участие в подготовке выставок

по мере необходимости

4

участие  родителей в экскурсиях

 сопровождение  детей

по  мере проведения

5

присутствие родителей на занятиях

помощь ребенку в выполнении упражнений

 по мере необходимости

 

      Реализация программы обеспечивается коллективом отделения дневного пребывания детей и подростков КЦСОН «Радуга».

социальный педагог

психолог

воспитатель

инструктор по труду

Тематические дни

-занятие «Животное в естественной среде»

-сочинение сказки

-работа с образом животного (терапевтические игры и упражнения)

 

чтение историй, загадок, стихов, просмотр фильмов и т.д.

-изготовление поделок: заяц, лакомство для обезьяны, выставка кошек, ежик, морская сказка, коричневая страна, зверь из бумаги

-ИЗО: иллюстрация к сказке

Общение с животными в естественной среде

организация наблюдения за животными, общения с животными,

 

организация экскурсий (формирование группы, сопровождение)

 

Работа с родителями

проведение родительского собрания, консультирование, привлечение родителей к подготовке и проведению  занятий

мастер-класс «Работа с образами животных», консультирование

определение меры участия родителей в экскурсиях

привлечение родителей к участию в выставке творчества

Диагностика

уровня социальной компетентности

уровня развития эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений

 

уровня развития мелкой моторики

        Функционирование    программы    обусловлено    четко выстроенной системой  управления программой, в соответствии с которой осуществляется контроль  за реализацией программных мероприятий:

        Контроль осуществляется на всех этапах реализации программы:

- Предварительный контроль - осуществляется на  подготовительном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы.

- Текущий контроль – проводится ежемесячно весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана  программных мероприятий.

 - Итоговый контроль - проводится  на заключительном этапе после завершения реализации программных мероприятий  с целью оценки  качества реализации программы и ее эффективности.

         Результаты внедрения:

       дети-инвалиды: отмечается улучшение   общего психоэмоционального состояния у 85 % участников , снижение уровня проявления негативных эмоциональных реакций- 41%; повысился уровень развития мелкой моторики руки у 23%; наблюдается повышение уровня социальной адаптированности поведенческого репертура-25% (по результатам диагностики);отмечена высокая степень удовлетворенности участников- 96% (по результатам анкетирования);

       специалисты:  приобретение нового  опыта работы по воспитанию экологической культуры, повышение профессионального мастерства, овладение новой здоровьесберегающей технологией, разработка  методических материалов по содержанию программы

       родители:  овладение методами и способами работы с образами животных в домашних условиях-70%, расширение кругозора-100%, повышение уровня  эмоциональной близости с ребенком-25%.

      Привлечение сторонних организаций: заключено соглашение о сотрудничестве с ЧП «Крестьянско-фермерское хозяйство Гаврилюк В.В.»

      Программа  является малозатратной, имеет  положительные отзывы участников и родителей, не требует специальных условий, доступна для большинства детей-инвалидов.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x