Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Деловая учебная игра в форме блиц-игры | Волынская Марина Алексеевна. Работа №316041

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Деловая игра – это имитация какой-либо реальной ситуации, упрощенная модель рабочего процесса, позволяющая каждому участнику в рамках определенных правил сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действие. Особенностью деловой игры является то, что игроки пребывают в воображаемом (игровом) и в реально-учебном состояниях, что способствует более эффективному усвоению учебного материала, стимулирует рост познавательной активности, повышает мотивацию и интерес к дисциплине.  

Метод деловой игры может быть представлен множеством модификаций. Интеллектуальная игра в форме блиц-игры- это командная игра по совместному поиску решений поставленной задачи с последующим обсуждением. 

 

  В этой статье мы предлагаем рассмотреть метод  деловой игры, этапы ее подготовки и пример проведения.

 

 

Волынская Марина Алексеевна

Волкова Ирина Евгеньевна

 

«Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота

«Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

Балтийское высшее военно-морское училище имени Ф.Ф. Ушакова

 

ДЕЛОВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА В ФОРМЕ БЛИЦ-ИГРЫ

 

Аннотация: в статье рассматривается метод деловой игры, этапы её подготовки и пример проведения.

Ключевые слова: деловая учебная игра в форме блиц-игры при подготовке обучающихся к математическим олимпиадам.

 

Формирование компетенций, заявленных во ФГРОС ВО, предполагает внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя поиска новых форм и методов обучения. Параллельно с классическими, традиционными формами ведения занятий необходимо применять формы многосторонней коммуникации, при которых обучающиеся участвуют в дискуссиях, учатся анализировать информацию и альтернативное мнение, принимают взвешенные решения, систематизируют свои знания. Роль преподавателя в этом процессе заключается в создании среды образовательного общения. Для этого организуются индивидуальная и групповая работа, исследовательские проекты, обучающие игры, тренинги.

Деловая игра является одной из ведущих форм интерактивного обучения. Деловая игра – это имитация какой-либо реальной ситуации, упрощенная модель рабочего процесса, позволяющая каждому участнику в рамках определенных правил сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действие.

Выделяют следующие функции игрового моделирования:

- учебно-познавательная;

- воспитательная;

- коммуникативная;

- рефлексивно-оценочная.

Деловая игра позволяет найти решение сложных нестандартных задач; способствует формированию профессиональных навыков; раскрывает индивидуальные способности обучающихся; учит их работать в команде, анализировать информацию, учитывать альтернативное мнение, оценивать собственные возможности и результаты совместной деятельности.

Особенностью деловой игры является то, что игроки пребывают в воображаемом (игровом) и в реально-учебном состояниях, что способствует более эффективному усвоению учебного материала, стимулирует рост познавательной активности, повышает мотивацию и интерес к дисциплине. Игра улучшает взаимоотношения между её участниками и между обучающимися и преподавателями, так как игровое сотрудничество предусматривает неформальное общение. Игра – это групповая деятельность, где общая цель едина для всех участников. Все участники игры заинтересованы в успешной деятельности. Здесь и взаимная поддержка, и помощь, и ответственность, и взаимоконтроль, и самоконтроль. По совокупному результату можно оценить вклад каждого индивидуума, поэтому каждый участник игры заинтересован в точности и качестве своего результата.

Метод деловой игры может быть представлен множеством модификаций. На кафедре математики БВВМУ разработаны и внедрены интеллектуальные игры в форме блиц-игры, которые проводятся в рамках подготовки курсантов к математическим олимпиадам различного уровня.

Учебная цель такой игры – повторение и закрепление знаний по дисциплине. Игровая цель - получение участниками игры наибольшей суммы баллов. В нашем случае блиц-игра – это командная игра с элементами дискуссии, мозгового штурма. Команды формируются из учащихся технических вузов города, занимающихся в математических кружках. Проводится игра во внеаудиторное время.

Этапы проведения деловой учебной игры

Подготовительный.

Преподаватели выбирают учебную тему интеллектуальной игры, определяют её цели. Далее разрабатывается сценарий игры, подготавливается учебный материал, определяются правила и критерии оценки, распределяются роли, формируются команды-участники.

Проведение игры.

Преподаватели проводят игру, следят за её ходом, регламентом, соблюдением правил, подсчитывают баллы. В процессе игры преподаватели выступают в следующих ролях: ведущий, судья, эксперт. Роль эксперта (или независимого судьи) обычно отводится преподавателю, который приглашается из другого учебного заведения. На этапе проведения игры идет командная работа и защита результатов этой работы. После обсуждения решений выслушиваются мнения оппонентов, судей и экспертов. Поощряются дополнительными баллами команды, предлагающие другое решение задач.

Подведение итогов игры.

Организаторы игры проводят её обсуждение, дают рекомендации участникам, объявляют победителей. Одним из результатов обсуждения может быть обзор пожеланий и предложений участников игры.

При моделировании учебной игры необходимо соблюсти основные принципы интерактивного обучения:

- максимальная вовлеченность всех участников;

- обмен знаниями и идеями;

- нацеленность на эффективное усвоение учебного материала;

- формирование у обучающихся практических навыков;

- наличие обратной связи.

Пример заданий для блиц-игры на тему «Дифференциальное и интегральное исчисления функции одной переменной»:

Функция

дифференцируема и имеет непрерывную производную. Найти неопределенный интеграл

Подобрать

так, чтобы функция

была дифференцируема в точке

, где

 

Функция

непрерывна и положительна на отрезке

Доказать равенство

 

Выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор.

Пределы:

Ответ:

0

не существует

1

Вычислить

.

Вычислить

Вычислить

Известно, что функция

является решением дифференциального уравнения

, где

a

,

b

и

c

действительные числа. Най

ти

сумму

На прямой

найти точку, через которую можно провести две взаимно перпендикулярные касательные к графику функции

10. Решить дифференциальное уравнение

Задания по одному демонстрируются на слайдах презентации. Блиц-игра проводится в жестких временных рамках, на решение каждого примера командам отводится определенное время, не более 25 минут. Представитель команды, первой решившей задачу, защищает свое решение у доски. Остальные участники могут вступить с ним в дискуссию, задать вопросы, предложить свой вариант решения. Если игроки не справляются с заданием, то ведущий показывает на слайде правильное решение.

Можно премировать участников за сокращение продолжительности, отведённого на решение задач, времени и штрафовать за некорректное решение задачи, за представление решения позднее назначенного срока, не в полном объеме, с ошибками и т.п.

В ходе проведения игры члены жюри проставляют оценки. Баллы, полученные командами за отдельные задачи, суммируются. Победителем игры объявляется команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Интеллектуальные игры повышают вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых задач, что дает эмоциональный толчок к последующей их активности, процесс обучения становится увлекательным. Безусловно, полезным будет и одна хорошая блиц-игра по выбранной теме, но все преимущества такой формы могут проявиться только в случае неоднократного обращения к ней, то есть такие игры будут проходить в рамках определенной системы. Поиск новых методов при подготовке курсантов к математическим олимпиадам далеко не закончен и любой опыт в игровом моделировании может быть востребован.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Деева Е. М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум / Е. М. Деева. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 116 с.

Кудинов С. И. Активные методы обучения: учебное пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, И. Б. Кудинова. – Москва: РУДН, 2017. – 172 с.

Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ.

высш

. учеб. заведений.

М.: Издательский центр Академия, 2009.

192 с

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×