Дети с расстройством аутистического спектра

Автор: Скирда Олеся Алексеевна

Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Статистика была такой: один из 10 тыс. новорождённых. В настоящее время по оценкам экспертов особенности в развитии, называемые РАС, имеет примерно один ребенок из 150.

 

Дети с расстройством аутистического спектра.

 

Скирда О.А., педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №3 «Семицветик»

комбинированного вида, г. Минусинск

 

Аутизм (от латинского cлова autos - «сам») -  крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Проявляется он в возрасте до 3-х лет (реже в период между 3-5 годами).

Особенности детей с РАС:

Ребенок с РАС  погружён в свой  внутренний мир. Он испытывает значительные трудности в установлении зрительного контакта с собеседником, в выражении собственных эмоций, чувств и желаний, у него нарушено социальное взаимодействие. Ему свойственны стереотипные движения и моторные действия, неестественные манипуляции предметами и игрушками с игнорированием их социальной функции, что выражается в постукивании, потряхивании, верчении, выстраиванием в ряд. Для ребенка-аутиста характерна задержка в развитии речи и искажение ее коммуникативной стороны (даже если у ребенка хорошо развита речь, в ней наблюдается эхолалия (повтор). Он может воспроизводить различные фразы, высказывания, услышанные ранее и не связанные с конкретной ситуацией. У детей с РАС наблюдаются различные страхи. Дети могут бояться предметов определенного цвета, формы, свойства, могут бояться прикосновения, шума. Для них свойственны страхи перед всем новым, отражающим неожиданное развитие событий и нарушающим сложившиеся жизненные привычки ребенка.

Триада симптомов РАС

      
  Дети с расстройством аутистического спектра
  Дети с расстройством аутистического спектра
 Дети с расстройством аутистического спектра
 
 

 

_________________________________________________________ 

 

Аутизация

 

 - Явная некоммуникабельность;

 - «уход в себя»;

 - отгороженность от реального мира;

 - крайняя затрудненность или невозможность установления эмоционального контакта.

Стереотипность

 

Многократное повторение однообразных действий:

 - раскачивание;

 - кружение;

 - верчение и потряхивание кистями рук;

 - удары по своим ушам, закрывание их ладонями;

 - обнюхивание и облизывание предметов;

 - повторение одних и тех же звуков, слов, фраз.

Специфическое речевое развитие

 

 - Отсутствие речи;

 - механическое повторение слов, фраз, сказанных другими людьми (эхолалия);

 - наличие в речи слов-штампов, фраз-штампов, которые произносятся без осмысления;

 - отсутствие обращения, личных местоимений («Петя пойдет»);

 - нарушение темпа речи, звукопроизношения;

 - наличие в речи цитат из радио или телепередач.

Специфика работы с аутистами.

Комплексная коррекционная работа с аутичными детьми включает в себя психолого-педагогическую коррекцию, выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков, общей и мелкой моторики, а также систематическую работу с родителями.

В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений аутичного ребенка, его индивидуальных особенностей создается специальная индивидуальная программа развития. В случае положительной или отрицательной динамики индивидуальные планы занятий пересматриваются несколько раз в течение года при участии родителей.

Включение в группу детей должно происходить постепенно и очень индивидуально. День организовать нужно таким образом, чтобы обеспечить им наибольшую защищенность, пространство предельно структурировать. Для таких детей крайне важна четкая последовательность событий и режимных процессов. Это позволяет уменьшить их аутистический страх. В данном случае ситуация становится для них предсказуемой, что существенно облегчает им задачу функционирования в обществе.

В настоящее время популярна так называемая поведенческая терапия, в ходе которой детей с РАС  обучают  вести себя в определенной манере с использованием вознаграждения (поощрения, подкрепления) и подражания, способствуя тому, чтобы ребенок развивал адаптивные реакции, наблюдая за другими. Обязательным условием использования данных методов является поэтапное формирование поведения и поэтапное устранение помощи.

Педагогам важно определить и учитывать реальные детские возможности, а не биологический возраст. Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщением даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций могут усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами.

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе: 

·        Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

·        Принимайте его таким, какой он есть.

·        Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

·        Придерживайтесь определенного режима дня.

·        Соблюдайте ежедневные ритуалы.

·        Не трогайте ребенка.

·        Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом. 

·        Не повышайте голос и не издавайте громких звуков. 

·        Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам. 

·        Создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

·        Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Во что играть с  ребенком-аутистом:

·         хороводные игры,

·        пускать мыльные пузыри, 

·        игры с водой, 

·        игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Как учить ребенка-аутиста: 

·        доносить информацию через схемы, наглядные картинки; 

·        избегать переутомления; 

·        четко организовывать пространство; 

·        использовать подписанные системы хранения; 

·        подписывать предметы, которыми пользуется ребенок; 

·        обращаться к ребенку по имени; 

·        обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; 

·        осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;

·        использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом); 

·        постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

 

Коррекция развития аутистов — это не работа с отдельными психическими функциями и проблемными сферами, а осмысление вместе с ними состояния, в котором им приходится находиться, и постепенное побуждение к более активному взаимодействию с опорой на имеющиеся ресурсы. Работа с аутичными детьми должна быть комплексной. Важно, чтобы ребенок получал поддержку со стороны семьи, находился в среде квалифицированных педагогов, способных помочь ему адаптироваться к его состоянию.

 

 Литература:

1.     Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма// Диагностика раннего детского аутизма. -М.: Просвещение, 1991;

2.     Газета «Здоровые вопросы»: №6, 2012г.;

3.     Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог»: сентябрь 2014;

4.     Справочник педагога-психолога. Детский сад. №4, 2016

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x