Автор: Скирда Олеся Алексеевна
Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Статистика была такой: один из 10 тыс. новорождённых. В настоящее время по оценкам экспертов особенности в развитии, называемые РАС, имеет примерно один ребенок из 150.
Дети с расстройством аутистического спектра.
Скирда О.А., педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №3 «Семицветик»
комбинированного вида, г. Минусинск
Аутизм (от латинского cлова autos - «сам») - крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Проявляется он в возрасте до 3-х лет (реже в период между 3-5 годами).
Особенности детей с РАС:
Ребенок с РАС погружён в свой внутренний мир. Он испытывает значительные трудности в установлении зрительного контакта с собеседником, в выражении собственных эмоций, чувств и желаний, у него нарушено социальное взаимодействие. Ему свойственны стереотипные движения и моторные действия, неестественные манипуляции предметами и игрушками с игнорированием их социальной функции, что выражается в постукивании, потряхивании, верчении, выстраиванием в ряд. Для ребенка-аутиста характерна задержка в развитии речи и искажение ее коммуникативной стороны (даже если у ребенка хорошо развита речь, в ней наблюдается эхолалия (повтор). Он может воспроизводить различные фразы, высказывания, услышанные ранее и не связанные с конкретной ситуацией. У детей с РАС наблюдаются различные страхи. Дети могут бояться предметов определенного цвета, формы, свойства, могут бояться прикосновения, шума. Для них свойственны страхи перед всем новым, отражающим неожиданное развитие событий и нарушающим сложившиеся жизненные привычки ребенка.
Триада симптомов РАС
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
_________________________________________________________
Аутизация
- Явная некоммуникабельность; - «уход в себя»; - отгороженность от реального мира; - крайняя затрудненность или невозможность установления эмоционального контакта. | Стереотипность
Многократное повторение однообразных действий: - раскачивание; - кружение; - верчение и потряхивание кистями рук; - удары по своим ушам, закрывание их ладонями; - обнюхивание и облизывание предметов; - повторение одних и тех же звуков, слов, фраз. | Специфическое речевое развитие
- Отсутствие речи; - механическое повторение слов, фраз, сказанных другими людьми (эхолалия); - наличие в речи слов-штампов, фраз-штампов, которые произносятся без осмысления; - отсутствие обращения, личных местоимений («Петя пойдет»); - нарушение темпа речи, звукопроизношения; - наличие в речи цитат из радио или телепередач. |
Специфика работы с аутистами.
Комплексная коррекционная работа с аутичными детьми включает в себя психолого-педагогическую коррекцию, выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков, общей и мелкой моторики, а также систематическую работу с родителями.
В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений аутичного ребенка, его индивидуальных особенностей создается специальная индивидуальная программа развития. В случае положительной или отрицательной динамики индивидуальные планы занятий пересматриваются несколько раз в течение года при участии родителей.
Включение в группу детей должно происходить постепенно и очень индивидуально. День организовать нужно таким образом, чтобы обеспечить им наибольшую защищенность, пространство предельно структурировать. Для таких детей крайне важна четкая последовательность событий и режимных процессов. Это позволяет уменьшить их аутистический страх. В данном случае ситуация становится для них предсказуемой, что существенно облегчает им задачу функционирования в обществе.
В настоящее время популярна так называемая поведенческая терапия, в ходе которой детей с РАС обучают вести себя в определенной манере с использованием вознаграждения (поощрения, подкрепления) и подражания, способствуя тому, чтобы ребенок развивал адаптивные реакции, наблюдая за другими. Обязательным условием использования данных методов является поэтапное формирование поведения и поэтапное устранение помощи.
Педагогам важно определить и учитывать реальные детские возможности, а не биологический возраст. Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщением даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций могут усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами.
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
· Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
· Принимайте его таким, какой он есть.
· Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
· Придерживайтесь определенного режима дня.
· Соблюдайте ежедневные ритуалы.
· Не трогайте ребенка.
· Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
· Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
· Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
· Создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
· Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с ребенком-аутистом:
· хороводные игры,
· пускать мыльные пузыри,
· игры с водой,
· игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Как учить ребенка-аутиста:
· доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
· избегать переутомления;
· четко организовывать пространство;
· использовать подписанные системы хранения;
· подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
· обращаться к ребенку по имени;
· обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
· осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
· использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
· постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Коррекция развития аутистов — это не работа с отдельными психическими функциями и проблемными сферами, а осмысление вместе с ними состояния, в котором им приходится находиться, и постепенное побуждение к более активному взаимодействию с опорой на имеющиеся ресурсы. Работа с аутичными детьми должна быть комплексной. Важно, чтобы ребенок получал поддержку со стороны семьи, находился в среде квалифицированных педагогов, способных помочь ему адаптироваться к его состоянию.
Литература:
1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма// Диагностика раннего детского аутизма. -М.: Просвещение, 1991;
2. Газета «Здоровые вопросы»: №6, 2012г.;
3. Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог»: сентябрь 2014;
4. Справочник педагога-психолога. Детский сад. №4, 2016