Детские страхи

Автор: Алексеенко Ольга Александровна
  «Детские страхи».        

       Чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром. Известно, что психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Проявления детских страхов весьма разнообразны: это и ночные кошмары, и боязнь оставаться одному в комнате, боязнь темноты, тревожность за родителей. Все это причина страха. Проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка и имеет временный характер.Страх является одной из опасных эмоций.

    Цель работы :

изучение страхов у детей дошкольного возраста.

    Задачи работы: 

рассмотреть  причины возникновения детских страхов;                

 рассмотреть виды детских страхов;                            

 предоставить рекомендации родителям по преодолению страхов у детей.

 

    Как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей .

В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки ,тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Как показывают исследования, страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Причин, для возникновения детских страхов может быть множество: укус собаки, и в последствии, боязнь собак ;тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку множество запретов и установку на неудачу.Также, причинами для возникновения страхов служит гиперопека, или же недостаток внимания родителей; недостаток физической активности; агрессия матери по отношению к ребенку; нестабильная атмосфера в семье; наличие у ребенка психологических и психических расстройств.

Выделяют три вида страхов:

1. Навязчивые страхи (страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.);

2. Бредовые страхи (ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д.);

3. Сверхценные страхи (фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми,страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами»).

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, и со временем исчезают при нормальном отношении.Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.                

    Рекомендации родителям по преодолению страхов у детей.

Страхи часто возникают у детей, особенно в возрасте от двух до шести лет.                   Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует признать,что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д. Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, сто «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится.

Оптимальный набор действий может быть таким:

1. Признание того,что вы видите и понимаете, что он боится.

2. Разъяснение того,что детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения, например если ребенок боится звука закипающего чайника можно объяснить, что водичка которую, он пьет, льется из крана, но чтобы она была более вкусной и полезной или горячей ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок мама и папа могли ее пить.

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются .

4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д.

5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим

6. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.

7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но, используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.

Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. 

Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка .

Позвольте ребенку положится на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультики, картинки. Фразы типа «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается" могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней».                

 8.Отсутствие  дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.

 


Автор: Алексеенко Ольга Александровна
Прикрепленные файлы:
5d7145365f5bae06e2a788156063737f.rtf
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x