Статья Детские страхи. Автор: Костина Юлия Викторовна

Автор: Костина Юлия Викторовна
Что такое страх, какие причины могут его вызывать в детском возрасте и какие могут быть последствия? Какие возраствные страхи являются нормой? Рекомендации родителям, как они могут помочь своим детям справиться со страхами.


Автор: Костина Юлия Викторовна

Детские страхи

 

Автор: психолог

ГКУСО МО «БРЦ «Росинка»

Костина Ю.В.

 

Страх - это эмоция, основанная на инстинкте самосохранения и возникающая у здоровых людей в ситуации угрозы их биологическому или социальному существованию и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Несмотря на то, что чувства, вызываемые страхом, неприятны, он выполняет важную защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную функции в психической жизни человека.

Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте. В большинстве случаев детские страхи с возрастом исчезают, не фиксируясь. По мере развития ребенка происходит их интеллектуальная переработка, уменьшается эмоциональная составляющая. Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста можно найти в публикациях А.И. Захарова.

 

Последствия детских страхов

Родителям всегда следует обращать внимание на проявление страхов у ребенка. Отсутствие внимания к проблеме и помощи в нужное время может привести к болезненной заостренности страхов.

Страх часто «пропитывает» все чувства тревожной окраской, иногда он «поглощает» так много эмоций, что их «не хватает» для выражения других чувств, затормаживая развитие ребенка. Развиваются эмоциональная неудовлетворенность и удрученность настоящим, неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего. При страхах имеют место также нарушение работоспособности и изменение концентрации внимания, расстройства сна, агрессивность, скованность, депрессивные состояния, снижение способности контактировать с окружающими.

Возрастные детские страхи в норме:

0-6 мес. - громкие звуки; отсутствие матери;

7-12 мес. – незнакомые люди; резкая смена обстановки; высота; переодевания;

1-2 г. – разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны;

2-3 г. – потеря родителей, эмоциональное непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; проявления стихии; изменение привычного жизненного уклада;

3-5 лет – смерть (приходит понимание конечности жизни); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; болезнь;

6-7 лет – сказочные персонажи; страх потеряться, одиночества; не оправдать надежды родителей, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;

7-8 лет – темные зловещие места, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); исключения из школьной и домашней жизни;

8-9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи, нежелательном поведении;

9-11 лет – невозможность достигнуть успеха; болезни; животные; высота, люди, несущие угрозу (хулиганы, пьяницы и т.д.);

11-13 лет – поражение; внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

 

Причины возникновения страхов у детей

Наличие страхов у родителей (в основном - у матери): тревожность в отношении с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками — чрезмерное оберегание, «сдувание пылинок» с ребенка — формирует ощущение слабости, неуверенности, беззащитности перед окружающим миром.

Ранняя рационализация чувств ребенка, связанная с чрезмерной требовательностью родителей или их эмоциональным отвержением детей.

Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные и нереализуемые угрозы со стороны взрослых.

Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителем своего пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.

Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию усиливаться с возрастом.

Психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей, приводящие к возникновению ощущения опасности.

Психическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

 

Рекомендации родителям

1. Отнеситесь к страху ребенка серьезно и адекватно (внимательно, но без ненужного беспокойства и драматизации). Избегайте преуменьшения или преувеличения значимости страха, не смейтесь и не стыдите ребенка за страх.

2. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться.

3. Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе.

4. Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» выслушать.

5. Рисование страха. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким).

6. Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение.

7. Используйте сказки в борьбе со страхами. Дети переносят в реальную жизнь способы преодоления трудностей, услышанные в сказках, и успешно реализуют их.

8. Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него.

 

Если у ребенка много страхов

(больше семи), то это свидетельствует о серьезных нарушениях его развития и о наличии других психологических проблем. В таком случае ребенку требуется помощь психолога.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x