Детский фольклор в музыкальном воспитании и образовании школьников (классификация фольклора) ☼
Автор: Ляховицкая Ирина Эдуардовна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
У детей освоение окружающего мира невозможно без прибауток,
песен, игр. Поэтому мы обращаемся к фольклору в его различных формах. Мир фольклора - это мир, в котором человек живет в гармонии с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель. Это мир, помогающий ребенку войти в атмосферу поэтических образов. А яркие образы народной фантазии создают особую систему измерений, где солнце, ветер, радуга, звезды одушевлены, с ними можно разговаривать, их можно о чем-либо попросить и рассчитывать на их содействие. Необычайно яркий и образный музыкальный язык фольклора, включающий элементы игры, делает его доступным для понимания и исполнения детьми самого разного возраста. Условно детский фольклор можно классифицировать по трем группам.
Первая группа - потешный фольклор. К нему относятся прибаутки, небылицы, дразнилки. Назначение прибауток - развеселить, потешить, рассмешить себя и своих сверстников. По форме это короткие песенки с забавным содержанием, своего рода ритмизованные сказочки. Как правило, в них отражено какое-либо яркое событие или стремительное действие, один эпизод. Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на неправдоподобности, вымысле (мужик пашет на свинье: свинья свила гнездо на дубе; медведь по небу летит; корабль бежит по полю; море горит и т.п.). Эти несообразности и несовпадения с реальным миром как раз помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить в себе чувство реальности положения, а юмор рождает радостные эмоции. Дразнилки - эта форма проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые подвергаются осмеянию, очень тонко, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке скрытый заряд эмоциональной исключительной силы.
Вторая группа - игровой фольклор. Он занимает ведущее место в детском творчестве. Условно игры можно разбить на три подгруппы: драматические, спортивные и хоровые. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движения. Обычно они воспроизводят какие - либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является наличие соревнования, их цель - победа в состязании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения они делятся на круговые, некруговые, хороводы- шествия.
Круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни в центре круга одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других - песенный диалог (как, например, в играх "Заинька", "Каравай", "Чижик"). В некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые становятся друг против друга и движутся поочередно "стенка на стенку", то приближаясь, то удаляясь, друг от друга. Это игры "Просо", "Бояре", "В царя". Весьма разнообразны движения в хороводах- шествиях. Это может быть ходьба "рядами", "гуськом", "цепью", "змейкой", прохождения через "воротца" как, например, в играх "Хмель", "Плетень", "Челночок".
Третья группа - календарный фольклор. К наиболее распространенным и активно бытующим жанрам относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы - солнцу, дождю, ветру, радуге и др., они таят в себе отзвук далеких языческих времен. Заговорно - заклинательные функции закличек по всей вероятности утрачены еще в прошлых веках. В настоящее время они отражают непосредственное общение детей с природой и переплетаются в их творчестве с игровыми элементами. К закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам насекомым, растениям. В музыкальном отношении приговорки разнообразны, как ни один жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Древнейший музыкальный язык календарных песен сохраняет специфические особенности архаического мелодического склада, - лаконизм изложения, узкий диапазон мелодий (весь детский музыкальный календарный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), а также тесную связь с живыми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонации, способствует их быстрому и легкому запоминанию и усвоению детьми.
Для переходящей из поколения в поколение народной песни вполне обычна роль своеобразной наставницы. Ненавязчиво и на редкость умело она вкладывает в душу ребенка уроки добра, красоты, мудрости. Занятия фольклором благотворно действуют на развитие творческих сторон личности ребенка, на сохранение знаний об истоках своей культуры, интеллектуальных нравственных и эстетических воззрениях наших предков.
70 |