"Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"

Автор: Моисеева Ирина Викторовна

Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

   21 век – век  прогрессивного развития человечества. Мир, в котором мы живём, сложен и изменчив. В настоящее время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живёт общество. Ребёнок пытается понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире. Дети – пытливые исследователи окружающего мира и эта особенность у них заложена от природы.  

В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь.  

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

   Ещё в 90 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность 

и  возможности приобретать знания самостоятельно.

  Главное достоинство метода эксперимента в ДОУ – это реальные представления дошкольников о различных сторонах объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.

Именно данный метод позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, которая основана на  собственных наблюдениях, опытах, установление закономерностей и взаимозависимостей.

Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес.  Каждое новое знание приоткрывает ребёнку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает

 ребёнок, быстрее и полноценнее  развивается. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, НОД, прогулку, сон. Является ведущей деятельностью дошкольника наряду с игровой. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

« Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем он больше знает, и усвоил, чем большим количеством элементов он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», писал классик отечественной психологии Л.С. Выготский. 

Развитие  познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг него.

Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

В ходе опытной деятельности дошкольник обладает умением наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности; идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как

постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; формируются основы логического мышления и полноценная готовность к обучению в школе. Метод эксперимента нужно применять уже с детьми младшего возраста, тогда мы получим полноценный ожидаемый результат. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года - практически единственный способ познания мира. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит и делает сам. 

Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x