Детское экспериментирование. | Самохвалова Наталья Николаевна. Работа №234943
Автор: Самохвалова Наталья Николаевна
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В.А.
Самохвалова Наталья Николаевна
воспитатель 1 кв. категории
МКДОУ д/с № 461 «Золотая рыбка»
г. Новосибирска
Детское экспериментирование.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В.А.
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума. В процессе детского экспериментирования дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений, учатся отбирать материал для самостоятельной деятельности, делать выводы.
Поэтому, в своей педагогической деятельности уделяю много внимания экспериментированию. Вначале перед детьми создаю проблемные ситуации, в ходе которых они получают знания о природе и учатся наблюдать за явлениями, а также анализировать и делать выводы.
В процессе экспериментирования помогаю детям в проведении опытов, поддерживают их инициативу и стремление высказывать необычные догадки, что-то сделать по-своему, не удерживаю их от заведомо неверных действий, ошибок. Ребенок должен сам понять, что он сделал неправильно и найти другой путь решения проблемы. Не навязываю своих решений, но всегда нахожусь рядом, когда нужна детям помощь, совет.
Важный результат экспериментальной деятельности – это знания, которые в ней добыты. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты, которые провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Опыты развивают у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Считаю важным, при их проведении задействовать все органы чувств ребенка. Большую радость доставляет детям угадывание предметов в «Чудесном мешочке», нравится очень игра «Узнай по запаху». Дети с огромным удовольствием исследуют материалы. Из этого они узнают, что:
воздух прозрачный, он может двигать предметы и движется сам;
вода умеет испарят
ься, умеет литься и замерзать, о
на также прозрачна, не имеет формы и с помощью красителей может менять цвет;
бумага мокнет, рвется, мнется, бумагу можно покрасить;
песок сыплется, может принимать форму сосуда.
В нашем экспериментальном уголке имеются:
р
азличные приборы: увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
п
риродные материалы: песок, глина, земля, семена;
г
айки, скрепки, винтики, гвоздики,
болтики.
м
едицинские материалы: пипетки, шприцы, вата, бинт;
б
умага, картон,
пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки.
Такие материалы найти довольно просто.
А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории «Маленький исследователь» с помощью родителей и друзей детского сада.
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, сделала вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; также учит детей самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
В ходе экспериментирования у детей повышается самооценка. Детям кажется, что они взрослые, потому что открыли какое-то явление.
В своей работе буду продолжать поддерживать интерес детей к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами.