Детское конструирование: цели, задачи,планирование | Осыкина Елена Владимировна. Работа №209938
Автор: Осыкина Елена Владимировна
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы кружка
по ручному труду и конструированию "Мастерилка"
в МАДОУ ДС№ 29 во второй младшей группе «ПОЧЕМУЧКИ».
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
1.1. Цель организации кружка - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности
1.2. Организация работы кружка по ручному труду и конструированию "Мастерилка" является дополнительной услугой для детей, посещающих вторую младшую группу «Почемучки».
1.3. Основанием работы кружка является: социальный заказ
1.4. Кружок не является платным.
1.5. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием НОД. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в 2 недели. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой во второй младшей группе - не более 15 минут. Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения деятельности различны.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.
2.1. Развитие индивидуальных и творческих способностей детей.
2.2. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
2.3. Оказание дополнительных услуг по желанию родителей в рамках образовательной программы ДОУ.
2.4. Просветительская работа среди родительского сообщества.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ «МАСТЕРИЛКА»
3.1. Руководитель кружка: воспитатель Шилкина Елена Сергеевна.
3.2. Руководитель кружка организует деятельность в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не дублирует основную образовательную программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
3.3. Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – 3 – 4 года.
3.4. Руководитель кружка организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
- Тематические прогулки;
- Индивидуальная работа;
- Развлечения, досуги;
- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях.
3.5. Руководитель кружка предоставляет отчет о результатах деятельности кружка старшему воспитателю.
3.6. Контроль за деятельностью кружка осуществляет заведующий и старший воспитатель ГБОУ Школа 1392 (дошкольное отделение).
4. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
4.1. Перспективный план работы на текущий год.
4.2. Список детей.
4.3. Табель посещаемости воспитанников.
4.4. Дидактический материал.
4.5. Результаты диагностики за время ведения кружка.
5. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ «МАСТЕРИЛКА».
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укрепление связи детей с природой. Дети все больше отделяются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков Большое влияние труд с природными материалами оказывает на умственное развитие ребенка, развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушки способствует развитию у детей внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Труд по изготовлению игрушек из различных материалов способствует развитию личности, воспитанию характера. Программа кружка разработана для детей дошкольного возраста, с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей. Работа с природным материалом позволяет развить у детей моторику, координацию, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Формируется общая умелость руки в том числе мелкая моторика - важный показатель физического, нервно- психического развития.
6. ПАСПОРТ КРУЖКА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЕ «МАСТЕРИЛКА».
1. Кружок находится в группе «Ромашка». Игровая зона расположена на расстоянии 1,5 – 2 метров от детей, чтобы не отвлекать их во время НОД. Материал и оборудование находятся рядом со столами детей. В кружке занимаются 27 человек 3 – 4 летнего возраста.
2. Кружок ведет воспитатель группы «Ромашка» - Шилкина Е.С.
3. Цель работы: развитие творческих способностей детей через конструирование из природного и других материалов.
4. В кружке есть необходимое оборудование к занятиям:
• Дидактические игры:
• Материал:, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, , кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор.
• ТСО: магнитофон, компьютер, колонки.
5. Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
6. Формы организации деятельности:
подгрупповая;
индивидуальная.
7. Время проведения кружка:
Количество деятельности в месяц
Дни недели
Время
Продолжительность
Сентябрь (2)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Октябрь(4)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Ноябрь (4)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Декабрь (4)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Январь (2)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Февраль (4)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Март (4)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Апрель (4)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
Май (2)
Понед/вторник
16:15
10-15 мин
30
8. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка», «Здоровье».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ «МАСТЕРИЛКА»
НА 2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
месяц
тема
цель
материал
сентябрь
«Кубик на кубик – будет башенка»
Учить ставить кубики друг на друга. Уточнить знание названий цветов и деталей. Учить обыгрывать постройку.
Игрушка гномик, мелкие игрушки по количеству детей.
«Лесенка и горка»
Учить ставить кубики друг на друга, приставлять их друг к другу. Закрепить знание названий цветов и деталей. Побуждать обыгрывать постройку.
Рисунок сказочного домика, письмо от гномов, кубики,
пластина для горки, мелкие игрушки по количеству детей.
Октябрь
«Дорожки для детей и взрослых»
Учить строить дорожки, варьируя их длину и ширину, приставлять кирпичики плотно друг к другу. Познакомить с понятием и словом «кирпичик» Побуждать обыгрывать постройку с одной-двумя игрушками.
Кубики и кирпичики в коробках, по 2 мелкие игрушки разного размера на каждого ребёнка, силуэты или объёмные изображения деревьев, домов.
«Больница для зверюшек»
Учить создавать простейшую конструкцию, передовая представление о знакомых предметах. Закреплять умение строить в нужной последовательности. Закрепить знание названий строительного материала.
Иллюстрации к стихотворению К.Чуковского «Айболит»,картинки с изображением лечебниц для животных, игрушки-животные по количеству детей игрушка доктор Айболит
ноябрь
«Разные ворота»
Закреплять умение строить ворота, дополнять их деталями. Побуждать преобразовывать постройку в высоту. Побуждать обыгрывать постройку.
Кубики и кирпичики, большие и маленькие машины по количеству.
«Ворота»
Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытие из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой или флажком. Закреплять знание названий деталей.
Иллюстрации с изображением разных видов ворот, образец постройки ворот, кубики и кирпичики, небольшие куклы и машины по количеству детей.
декабрь
«Загородка для телят и жеребят»
Учить замыкать пространство, ставя кирпичики на длинную узкую сторону, близко друг к другу. Учить чередовать кирпичики по цвету.
Фонограмма песни, объёмные фигурки и картинки с изображением домашних животных для показа, объёмные фигурки или игрушки домашних животных по количеству детей.
«Заборчик для уточек»
Закреплять умение замыкать пространство, ставя кирпичики близко друг к другу и чередуя горизонтальное и вертикальное расположение. Закреплять употребление в речи названий детёнышей птиц.
Емкости с водой, резиновые утята картинки с изображением утки с утятами, кирпичики.
Игрушка Снегурочка, иллюстрации о новогоднем празднике, строительный материал ,вата или
январь
«Теремок для Снегурочки»
Продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность ,делать перекрытия, украшать и обыгрывать игрушку.
Игрушка Снегурочка, иллюстрации о новогоднем празднике, строительный материал, ваты или новогодний дождик
«Мебель
для кукол»
Закрепить знание предметов мебели и их функционального назначения. Учить строить мебель в соответствии с размером игрушки. Закреплять знание названий деталей. Познакомить с новыми деталями: брусок, пластина.
Предметные картинки
с изображением мебели, образцы построенной мебели, строительный материал.
март
«Автобус»
Закрепить представление об автобусе и его частях. Побуждать строить автобус, плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомить с новой деталью цилиндром. Побуждать обыгрывать постройку.
Строительный материал, построенный из строительного материала автобус ,мелкие игрушки.
«Автомобиль едет по улице»
Закреплять представление об автобусе и его частях. Побуждать строить дорогу и легковой автомобиль, обыгрывать постройки. Закреплять знание правил уличного движения.
Строительный материал, построенный из строительного материала автобус.
апрель
«По замыслу»
Побуждать строить, используя знакомые приёмы соединения деталей. Побуждать к самостоятельной работе.
Строительный материал, фотографии детских построек.
«Садик для матрёшек
Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичики на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Побуждать обыгрывать постройку. Закрепить употребление слов : Большая, поменьше, самая маленькая.
3-местная матрёшка, строительный материал, по две матрёшки разных размеров для каждого ребёнка.
май
«Разные домики»
Закреплять умение сооружать постройки по условию, используя имеющиеся навыки, украшать и обыгрывать их.
Фотографии и иллюстрации дачных участков и деревенских домов, строительный материал, мелкие игрушки.
СПИСОК ДЕТЕЙ КРУЖКА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ «МАСТЕРИЛКА»
НА 2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 ПОДГРУППА
2 ПОДГРУППА
№ П/П
Фамилия, имя ребенка
№ П/П
Фамилия, имя ребенка
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
8
8
9
9
10
10
11
11
12
12
13
13
14
14
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема: «Кубик на кубик – будет башенка».
Цель: Учить ставить кубик друг на друга. Уточнить знание названий цветов и деталей. Учить обыгрывать постройку.
Оборудование: Игрушка гномик, мелкие игрушки по количеству детей.
Ход занятия: см. методическое пособие Н.С.Голицына стр.
Тема : «Лесенка и горка».
Цель: Учить ставить кубики друг на друга , приставлять их друг к другу. Закрепить знание названий и цветов деталей. Побуждать обыгрывать постройку.
Оборудование: рисунок сказочного домика, письмо от гномов, кубики, пластина для горки, мелкие игрушки по количеству детей.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына. Стр.22.
Тема: « Дорожки для детей и взрослых».
Цель: Учить строить дорожки, варьируя их длину и ширину, приставлять кирпичики плотно друг к другу. Познакомить с понятием и словом «кирпичик». Побуждать обыгрывать постройку с одной-двумя игрушками.
Оборудование : кубики и кирпичики в коробках, по 2 мелкие игрушки разного размера на каждого ребёнка , силуэты или объёмные изображения деревьев , домов.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына. Стр.36.
Тема: «Больница для зверюшек».
Цель: Учить создавать простейшую конструкцию, передавая представление о знакомых предметах. Закреплять умение строить в нужной последовательности. Закрепить знание названий строительного материала.
Оборудование: иллюстрации к стихотворению К. Чуковского «Айболит», картинки с изображением лечебниц для животных, игрушки- животные по количеству детей , игрушка доктор Айболит.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына. Стр.48.
Тема: «Ворота»
Цель: Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой из флажков. Закреплять знание названий деталей.
Оборудование: иллюстрации с изображением разных видов ворот, образец постройки ворот, кубики и кирпичики, небольшие куклы и машины по количеству детей.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына.,стр.60.
Тема: « Разные ворота».
Цель: Закреплять умение строить ворота, дополнять их деталями. Побуждать преобразовывать постройку в высоту. Побуждать обыгрывать постройку.
Оборудование: кубики и кирпичики, большие и маленькие машины по количеству детей.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицина.,стр.70.
Тема: «Загородка для телят и жеребят».
Цель: Учить замыкать пространство ,ставя кирпичики на длинную узкую сторону, близко друг к другу. Учить чередовать кирпичики по цвету.
Оборудование: объёмные фигурки и картинки с изображением домашних животных для показа и по количеству детей.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына .,стр.83.
Тема: «Заборчик для уточек».
Цель: Закреплять умение замыкать пространство, ставя кирпичики близко друг к другу и чередуя горизонтальное и вертикальное расположение. Закреплять употребление в речи названий детёнышей птиц.
Оборудование: Емкости с водой, резиновые утята, картинки с изображением утки с утятами, кирпичики.
Ход занятия : см. методическое пособие Н. С. Голицына .,стр.89.
Тема: «Теремок для Снегурочки».
Цель: Продолжать учить устанавливать детали на узкой поверхности, делать перекрытия, украшать и обыгрывать постройку.
Оборудование: игрушка Снегурочка ,иллюстрация о новогоднем празднике, строительный материал ,вата или новогодний дождик, маленькие ёлочки.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына, стр.114.
Тема : « По замыслу».
Цель: Побуждать повторить знакомые постройки самостоятельно. Закреплять навыки установки деталей конструктора на широкую и узкую грани горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на расстоянии.
Оборудование: Строительный материал.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына . ,стр . 140.
Тема: «Мебель для кукол».
Цель: Закрепить знание предметов мебели и их функционального назначения. Учить строить мебель в соответствии с размером игрушки. Закреплять знание названий деталей. Познакомить с новыми деталями: брусок, пластина.
Оборудование: предметные картинки с изображением мебели, образцы построенной мебели, строительный материал.
Ход занятия:. См. методическое пособие Н. С. Голицына .,стр .146.
Тема: « Автобус».
Цель: Закрепить представление об автобусе и его частях. Побуждать строить автобус, плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомить с новой деталью: цилиндром. Побуждать обыгрывать постройку.
Оборудование: строительный материал, построенный из строительного материала автобус. Мелкие игрушки.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына.,стр.159.
Тема: «Автомобиль едет по улице».
Цель: Закреплять представление об автобусе и его частях. Побуждать строить дорогу и легковой автомобиль, обыгрывать постройки. Закреплять знание правил уличного движения.
Оборудование: строительный материал, построенный из строительного материала автобус.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына.,стр.166.
Тема: « По замыслу».
Цель: Побуждать строить, используя знакомые приёмы соединения деталей. Побуждать к самостоятельной работе.
Оборудование: строительный материал, фотографии детских построек.
Ход занятия: : см. методическое пособие Н. С. Голицына.,стр185.
Тема: « Садик для матрёшек».
Цель: Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичик на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Побуждать обыгрывать постройку. Закрепить употребление слов: большая , поменьше, самая маленькая.
Оборудование: 3-местная матрёшка, строительный материал , по 2 матрёшки разных размеров для каждого ребёнка.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына.,стр.190.
Тема: « Разные домики».
Цель: Закреплять умение сооружать постройки по условию, используя имеющие навыки, украшать и обыгрывать их.
Оборудование: фотографии и иллюстрации дачных участков и деревенских домов, строительный материал, мелкие игрушки.
Ход занятия: см. методическое пособие Н. С. Голицына., стр. 202.
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
ПО РУЧНОМУ ТРУДУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ «МАСТЕРИЛКА»
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА
ВОСПИТАТЕЛЬ
ШИЛКИНА Е.С.