Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Деятельность классного руководителя в современной школе" | Леонова Ольга Евгеньевна. Работа №205836

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Леонова Ольга Евгеньевна
Я делюсь опытом своей работы, как классный руководитель.

Деятельность классного руководителя в современной школе.
(Леонова О.Е. МОУ Раменская СОШ №8)
Классный руководитель – это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.
Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, я, как классный руководитель, всегда глубоко продумываю его нравственно-формирующее значение и акцентирую внимание на создании благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности школьника.
А нравственная направленность личности школьника раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Я работаю со своим классом уже четвертый год, т.е. являюсь классным руководителем с первого класса. Мне легче понять и изучить личность каждого ребенка моего класса, ведь начинала я работать с каждым еще в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он - начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения.
Вот на этом – то этапе и нужно развивать в классе самоуправление, а вернее со- управление. Младший школьник, как губка, будет впитывать все то новое и интересное, что узнает в школе. А разве не интересно научиться самостоятельно планировать свою работу, готовить и проводить различные мероприятия, принимать различные решения?!! Но, конечно же, не без нашей с вами помощи! Классный руководитель, являясь организатором ученического самоуправления в классе, должен создавать условия для стимулирования внутренних механизмов развития личности, нацеленных на самоорганизацию и саморазвитие, и занимать позицию снижения авторитарности в ученической деятельности (от активного организатора к соучастнику, консультанту и наблюдателю.)
И уже в 4-ом классе мне очень легко работать с моими детьми. Они уже практически умеют координировать свои действия, планировать и организовывать внеклассную работу, организовывать дежурство по классу и школе для поддержания дисциплины и порядка, организовывать выпуск своих газет. А ведь именно выполнение различных общественных поручений оказывает серьезное влияние на формирование поведения ребенка. Еще Н.Г.Чернышевский утверждал, что… занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств.
Моя же задача - стать помощником ребенку в его жизненном определении, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ними учиться.
Да, у детей еще не всегда хватает умения и навыков общения и управления, но они знают, что у них есть равноправный партнер, соучастник в лице классного руководителя. Все проблемы, все вопросы мы решаем вместе на классных часах и собраниях.
Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематику классных часов ребята заранее продумывают, обсуждают, редактируют. Затем распределяют по звеньям, причем учитывая желание каждого звена.
Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся, никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем, всем находится дело при его подготовке и проведении. Главное, не следует использовать классные часы для поучений и наставлений, для разноса и нотаций.
Очень интересно прошли в моем классе такие классные часы, как Татьянин день, Твое имя. Что оно значит?, Что такое агрессия?, Твоя безопасность, Физкультура и спорт, Семья и семейные ценности и многие другие.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Конечно, в классе проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.
Я, как классный руководитель, отбираю такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания.
А воспитание личности принесет плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если классному руководителю удается сочетать требовательность и доброту.
Ребята моего класса очень активны, эмоциональны. А главной движущей силой формирования и развития личности является развитие элементов мотивационной сферы, которое никогда не происходит без подключения эмоциональной сферы. Поэтому в эмоциональной сфере я, как классный руководитель, стараюсь сформировать у своих ребят характер нравственных переживаний: жалость, сочувствие, доверие, эмпатию, стыд и т.д.
Эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.
И уже с начальной школы я пыталась с помощью бесед, классных часов, различных спектаклей развивать в детях сочувствие друг к другу, животным, нуждающимся людям. Дети моего класса всегда с готовностью отзываются помочь детям из Раменского приюта и детского дома. Но их помощь- это не просто материальная поддержка. Уже в течение трех лет мой класс посещает детский приют Родник с целью принести радость детям, обделенным любовью близких людей. Мои ученики с радостью готовят праздники для ребят приюта, общаются с ними, играют с малышами. Ребята из приюта называют моих детей уже не гостями, а друзьями. А это стоит дорогого.
Но для того, чтобы дети могли научиться сочувствовать другому, нужно, чтобы сам классный руководитель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.
Конечно, не все так гладко у меня в работе. Есть и трудные ребята, но, повторяю, они верят мне, знают, что их выслушают, попробуют разобраться в содеянном.
При проведении бесед о дисциплине по Правилам для учащихся говорю меньше о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. То есть иду по тому пути, который сформулировал В.А.Сухомлинский: Если человека учат добру- … в результате будет добро. Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Значит, цель моей работы с классом, как классного руководителя, состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации работы педагогов-предметников, родителей, руководителей кружков, других взрослых, влияющих на становление личности их воспитанников.
Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи, непосредственно реализуемые мною, как классным руководителем, в целях образования личности ребенка:
развитие сплоченного классного коллектива, как воспитательной подсистемы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
развитие органов ученического самоуправления в классе, которые способствуют самораскрытию и самореализации личности;
коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×