Деятельностный подход в дошкольном образовании

. Автор Жигало Ольга Михайловна

Деятельностный подход в дошкольном образовании.
Жигало
Ольга Михайловна,
воспитатель первой категории
МБДОУ Детский сад № 38
Г.Лысьва
Мы живём в современном мире, в котором с огромной скоростью происходит научно-технический прогресс. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно; современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Дети этого поколения лучше и увереннее владеют навыками применения в повседневной жизни результатов технического прогресса, чем их сверстники двадцать лет назад. В связи с этим появилась острая необходимость пересмотреть систему образования, ввести новые требования и стандарты. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Новое - это хорошо забытое старое!,- именно это высказывание я бы применила к тем стандартам, которые постепенно внедряются в российской образовательной системе. Деятельностный подход не является каким-либо открытием современности, скорее это возвращение к истокам педагогической мысли: Ребёнок растёт и развивается только тогда, когда он совершает какие-то действия, а взрослый, как наставник, помогает ему познать мир. Особенно ярко это проявляется в дошкольном возрасте: деятель-ребёнок и наставник-воспитатель.
Я не согласна с мнением общественности, что россиян подгоняют под американские рамки в системе образования. Так как основоположником деятельностного подхода считается Л.С. Выготский, то, наоборот, Америка пошла по нашему пути развития. Произошло это в 70-е годы прошлого века, когда теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. Именно тогда все основные труды Выготского были переведены на английский язык и легли, наряду с теорией Пиаже, в основу современной образовательной психологииСША.
Считаю, что такой подход направлен на развитие каждого ребёнка, на формирование его индивидуальных способностей. Ребёнок развивается, и у него постоянно возникают вопросы : что? где? как?. . Если не отвечать сразу на его вопрос, а дать возможность поразмышлять, найти ответ самостоятельно (при этом ребёнок должен совершить какие-то действия), то результат надолго останется в голове и даст толчок для новых открытий.
Применяю этот способ работы с детьми давно. Если ребёнок может ответить на вопрос, проведя какой-то опыт или эксперимент, предоставляю ему площадку для проведения опыта. Если ответ на вопрос не лежит на поверхности, помогаю найти ответ в книге или используем компьютер с ресурсами Интернета.
Например, возник вопрос: Откуда берётся лёд?. Провели два эксперимента: просто заморозили воду и заморозили воду, растаявшую из снега. Дети узнали о разных состояниях воды и, кроме этого, сделали вывод о том, как появляется такое явление как гололёд (перепады температуры привели к тому, что застыл растаявший снег).
Приведу другой пример: стало интересно, как называются добрые новогодние волшебники в других странах. У детей возникла необходимость сходить в библиотеку, попросить родителей посмотреть в Интернете. Итогом этой деятельности стала самодельная книжка Братья Деда Мороза, где картинки раскрасили сами дети. Если бы дети не были столь активны, то запоминание не было бы длительным, а простой рассказ воспитателя очень скоро был бы забыт.
Кроме того, что системно - деятельностный подход способствует развитию многих положительных качеств детей дошкольного возраста (таких как умение думать, делать выводы, искать ответы на вопросы, самоорганизации), он ещё и способствует преемственности дошкольного и начального школьного образования. Ведь не столько важно научить ребёнка механическому счёту или чтению, сколько важно научить его реализовать себя в жизни, не бояться собственных идей, уметь себя организовать и достигать поставленных целей. Многолетние исследования психологов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x