Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Диагностика особенностей зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха | Руднева Дарья Викторовна. Работа №233700

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Руднева Дарья Викторовна
Нарушение памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха препятствует процессу усвоения общественного опыта и накопления своего, индивидуального. Решение данной проблемы видится в коррекции памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с учетом особенностей их развития, что обеспечит эффективность дальнейшего обучения и срциализации в целом.  

Статья по дисциплине «Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья»

на тему:

«Диагностика особенностей зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха»

 

Выполнила:

студентка 5 курса группы 521253з

факультета психологии

направления «Специальное (дефектологическое) образование»

направленности (профиля) «Специальная психология»

Руднева Дарья Викторовна

 

 

Актуальность исследования

Проблема данного исследования рассматривается в рамках реализации компетентностного подхода и появляется при обучении детей с отклонениями в здоровье, численность которых с каждым годом растет в геометрической прогрессии. При этом особого внимания требуют к себе дети младшего школьного возраста с нарушениями слуха, психическое развитие которых происходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Нарушение слуха, как первичный дефект, ведет к недоразвитию речи, а также к замедлению развития других психологических функций, в частности к нарушению памяти.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что нарушение памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха препятствует процессу усвоения общественного опыта и накопления своего, индивидуального. Решение данной проблемы видится в коррекции памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с учетом особенностей их развития, что обеспечит эффективность дальнейшего обучения и социализации в целом.

Вопросам развития памяти детей младшего школьного возраста посвящены работы многих исследователей (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, П.Я. Гальперин, Я.П. Коломинский, Р.С. Немов, Е.А. Панько, А.А. Смирнов, Л.Д. Столяренко и др.), которые рассматривали процесс ее формирования в теоретическом и прикладном аспекте. Диагностику и коррекцию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в своих работах рассматривали такие авторы, как: С.Л. Рубинштейн, Т.А.Власова, Н.Г.Морозова, В. Г. Петрова, Т.В.Розанова и многие другие.

Целью данного исследования разработка и реализация диагностической программы для изучения особенностей памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования.

2.Сформировать и реализовать диагностическую программу по выявлению особенностей памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

3.Разработать и апробировать программу, направленную на коррекцию памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Объект исследования когнитивная сфера учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Предмет исследования особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Гипотезой исследования заключается в том, что у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха наблюдается низкий уровень развития словесной и слуховой памяти.

В процессе исследования были реализованы следующие методы:

1) теоретический (анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по теме исследования);

2) диагностический (педагогический эксперимент), который подразумевал реализацию следующих методик: методика «Изучение типа памяти» (О.Н. Истратова); методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия); методика «Узнавание фигур» (Т.Е. Рыбаков), методика «Образная память» (из сборника Г.Е. Ускова), методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьева);

3) обработка данных: качественно-количественный анализ полученных результатов и их графическое отображение.

Практическая значимость работы заключается в следующем: современные требования ставят педагогов перед необходимостью искать более эффективные средства развития и коррекции памяти детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. В работе представлены методические рекомендации по коррекции и развитию памяти детей данной категории, игры, упражнения, которые могут быть использованы педагогами в своей практике.

Диагностический инструментарий, применяемый для изучения особенностей памяти детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Название методики

Автор

Цель

1

Методика «Изучение типа памяти»

О.Н. Истратова

определение преобладающего типа памяти

2

Методика «Заучивание 10 слов»

А.Р. Лурия

диагностика объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, объема отсроченного воспроизведения

3

Методика «Узнавание фигур»

Т.Е. Рыбаков

исследование особенностей зрительного запоминания

4

Методика «Образная память»

Г.Е. Усков

изучение кратковременной памяти

5

Методика «Опосредованное запоминание»

А.Н. Леонтьев

исследования возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно; исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка

Таким образом, результаты диагностики особенностей памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха позволяют нам утверждать, что развитие памяти у них происходит по тем же закономерностям, что и у слышащих детей. Однако при этом в силу степени тяжести слухового дефекта некоторые участники исследования испытывали трудности в понимании словесной инструкции и иногда прибегали к помощи наглядных материалов и тактильной азбуке.

Обобщая полученные результаты можно сделать вывод, что у младших школьников с нарушением слуха преобладающими являются зрительная и комбинированная типы памяти. При этом уровень словесной и слуховой памяти остается низким, что подтверждает необходимость осуществления коррекционной работы по их развитию и слухового восприятия в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×