Диагностика сформированности навыков рефлексии в начальной школе ☼
Автор: Хлебодарова Елена Николаевна
Рефлексия работает на всех стадиях урока. Работа, построенная в режиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и на стадии осмысления темы, а на стадии рефлексии оценить собственную деятельность и деятельность других учащихся. Таким образом осуществляется технологическое обеспечение рефлексии. Технология развития критического мышления, построенная на рефлексии, позволяет сформировать определенные метакогнитивные умения. Для этого существует большое количество педагогических приёмов. Важным является то, что при решении образовательных задач учащиеся сами пользуются метакогнитивными умениями, тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
Механизмы рефлексии воплощаются в метакогнитивных умениях, которые формируются на основе рефлексии. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого, и это особенно важно. В результате этого взаимодействия и формируются метакогнитивные умения, которые можно оценить и использовать.
Применение технологии развития критического мышления даёт учителю возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке.
Так, например, приём «Двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями участников по наиболее актуальной проблеме. В процессе его проведения организуются две группы учащихся. Одна из них образует внутренний круг, её участники имеют возможность свободно высказываться по обсуждаемой проблеме. Очень важно, чтобы участники не критиковали мнение других, а коротко и чётко трактовали своё мнение по обсуждаемой проблеме. Вторая группа образует внешний круг, её участники фиксируют высказывания, готовя таким образом вопросы и комментарии. Комментарии могут касаться как сути обсуждаемых вопросов, так и самого процесса, происходящего во внутреннем круге.
Участники внутреннего круга чётко выражают своё мнение, связывая свое высказывание с предыдущим. Учитель, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляет диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксирует разные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга учитель обращается к учащимся, образующим внешний круг. В заключение работы учитель просит всех участников сформулировать выводы в письменной или устной форме, после чего излагает свои комментарии.
Развитие – это всегда результат двунаправленного процесса. С одной стороны, человек осознаёт и оценивает свои собственные действия и мысли, использует при решении задач метакогнитивные умения, с другой стороны, рефлексивная саморегуляция подвергается вторичной рефлексии более высокого уровня, становясь специальным предметом анализа и оценки другими людьми. В той мере, в какой индивид учитывает эти оценки, он и получает возможность осознавать собственные метакогнитивные качества и при необходимости их корректировать. Под собственными метакогнитивными качествами мы понимаем, например, открытость мышления, степень терпимости к критике, умение постигать смысл деятельности, адекватность самооценки и т.д.