Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактическая игра как средство обучения чтению | Фалькина Галина Ивановна. Работа №206689

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Фалькина Галина Ивановна
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определённую дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 3 им. А.С. Макаренко
городского округа город Фролово
Дидактическая игра как средство обучения чтению
подготовила
учитель начальных классов
Фалькина Галина Ивановна
Дидактическая игра как средство обучения чтени
Главная забота учителей, обучающих первоклассников, - помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определённую дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу, считаю необходимым использование игры на уроках обучения грамоте.
Отношение к игре как к чему – то несерьёзному, сомнительному настолько укоренилось в сознании многих учителей, что на уроках часто можно услышать неодобрительное: Разве ты в школу пришёл, чтобы играть? А дети, горды своим положением школьников, тем не менее кладут в портфель старенького мишку и на перемене показывают кукле только что пройденные буквы. Тягу ребёнка к игре нужно поощрять, используя для нужд в обучении.
Но для того, чтобы учитель мог применять игры успешно, он должен хорошо знать, что каждая игра, даже дидактическая, имеет свою логику. Она развёртывается в условной, воображаемой ситуации для развития игрового сюжета.
Примеры игровых моментов на уроках обучения грамоте.
Дидактические игры:
Живые слова.
К доске вызываю четырёх учеников (это дети, выступающие в роли слов), они держат в руках карточки, называющие предмет, действие, слово –помощник и предмет. Остальным даю задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько человек стоит у доски.
Затем задание усложняю. Предлагаю закрыть глаза, в это время к доске выходит ещё один ученик, который держит карточку с названием признака, он встаёт в ряду слов первым. Спрашиваю, что изменилось?
Предлагаю составить новое предложение.
Назови слова, в которых есть данный звук.
Например:
А) При изучении звука у расставляю на столе игрушки. На уроке в гости к нам приходит нарядная кукла Алёнка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у неё сегодня день рождения.
- Давайте подарим Алёнке игрушки, в которых слышится звук У,-предлагаю учащимся.
Дети произносят слова, называющие игрушки:
-Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.
Б) При изучении звука И говорю детям:
-Представьте себе, ребята, что сейчас зима, и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук И.
Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки.
Второе задание:
-А теперь назовите слова, в которых нет звука И.
-Мороз, каток, холод, горка, лёд снег.
Какой звук заблудился?
- Послушайте стихотворения и назовите слова , в которых заблудился звук. - Определите, какой звук заблудился.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!
Вадик спит и видит сЛон ,
Что летит в ракете он.
В нашем доме на окошке ,
Сидят серенькие кРошки
Утром Кости к нам пришли ,
И подарки принесли .
Прилетел из леса Лук ,
И залез под толстый сук
Тащит мышонок в норку ,
Огромную хлебную Горку.
Не учил уроки , а играл в футбол ,
Оттого в тетради появился Гол
Русская красавица
Своей коЗою славится
На поляне весной
Вырос Зуб молодой .
У Печки с удочкой сижу ,
От рыбы глаз не отвожу .
Усатый кИт сидит на печке
Выбрав теплое местечко
Посмотрите на лужайку , вот так - так ,
Распустился тонконогий красный Рак
Под березами , где тень ,
Притаился старый День .
Загремел весенний гНом
Тучи на небе кругом
Игра Найди пару
На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы .Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.
Буква заблудилась.
На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутали Маша и Алёша.
Гласные : о, с, е, м, у.
Согласные : н, к, и, а, т.
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.
Дополни до целого слова.
В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги : ка, ки, ко, ку. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги.
(Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и
др.), а Каркуша проверяет, чему научились дети.
Подари игрушку
На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы - кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право подарить игрушку товарищу.
Повтори, дополни, отличись
Загадываю любую загадку, дети должны её отгадать.
Например, дети отгадали слово яблоко.
Спрашиваю:
- Что называет данное слово? (предмет)
- Повтори ( хором повторяют ответ ученика)
- Дополни (назвать слово , отличающееся одним признаком)
- Отличись (назвать слово, которое полностью отличается от данного слова).
Игра Буквы- акробатки
Буквы стоят боком, вниз головой. -Какие буквы ты видишь?
Наоборот
Учитель произносит слова . Дети должны произнести эти слова наоборот
Сон , раб , ноль ,лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок .)
Игра сопровождается составлением схем слов.
Вкусные слова.
Буратино шёл в гости к детям. Он нёс вкусные слова, по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:
я
с
б
н
ло
ру
ко
ша
г
ли
ва
мо
(яблоко, слива, груша, лимон)
Игра Цепочка
Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы, на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.
Например: апельсин, народ, дерево, облако и т.д.
Хлопай-топай
Учитель дает установку : Хлопаем в ладоши, если услышите звук ы, топаем, когда услышите звук и
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.
Литература:
1.Бетенькова Н.М., Д.С.Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. – Москва: Астрель,2004.
2.Хатина.М.А. Азбука (игры, задания, рассказы). - Ростов-на-Дону: Удача, 2007.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×