Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников | Соибназарова Махин Мамадеровна. Работа №360347
Аннотация. Сенсорное воспитание играет ключевую роль в развитии дошкольников, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста. Описываются методики и принципы их использования в реабилитационном центре. Особое внимание уделено созданию благоприятной развивающей среды и адаптации заданий с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, дидактические игры, дошкольники, дети с ОВЗ, развитие ощущений, реабилитация.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Соибназарова Махин Мамадеровна, воспитатель
ГБУСО КО «Центр «Детство», г. Калининград
Аннотация. Сенсорное воспитание играет ключевую роль в развитии дошкольников, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста. Описываются методики и принципы их использования в реабилитационном центре. Особое внимание уделено созданию благоприятной развивающей среды и адаптации заданий с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, дидактические игры, дошкольники, дети с ОВЗ, развитие ощущений, реабилитация.
Сенсорное развитие – один из важнейших аспектов в процессе формирования личности ребенка. Оно влияет на познавательную деятельность, коммуникацию и адаптацию в окружающем мире. В особой степени это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдаются трудности в восприятии и обработке сенсорной информации. Дидактические игры и упражнения способствуют развитию тактильных, зрительных, слуховых и обонятельных ощущений, помогают формировать пространственное восприятие, координацию движений и эмоциональную устойчивость.
Сенсорное воспитание предполагает целенаправленное развитие сенсорных систем ребенка: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой.
Благодаря разнообразным играм дети учатся распознавать цвета, формы, текстуры, запахи, звуки. Это позволяет формировать у них целостную картину окружающего мира и улучшает их когнитивные способности.
Для успешного развития сенсорных навыков важно учитывать следующие принципы:
Индивидуальный подход – адаптация игр и упражнений под возможности и потребности каждого ребенка.
Поэтапное усложнение – постепенное увеличение сложности заданий.
Многоканальное восприятие – вовлечение нескольких анализаторов (например, тактильного и зрительного) для лучшего усвоения информации.
Игровая мотивация – обучение через игру, что делает процесс интересным и увлекательным для ребенка.
Рассмотрим несколько эффективных дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в сенсорном воспитании дошкольников.
Игры на развитие тактильного восприятия:
«Волшебный мешочек»
В мешочек кладут различные предметы с разной текстурой (мячик, кусочек меха, пластмассовую фигурку и т. д.). Ребенок на ощупь должен определить, что это за предмет. Развивает тактильную чувствительность и воображение.
«Чудесные ладошки»
Детям предлагают нарисовать ладошками на песке, крупе или манке.
Игра способствует развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия.
Игры на развитие зрительного восприятия:
«Найди пару»
Используются карточки с изображением различных предметов, животных, растений.
Ребенку нужно найти и соединить в пары одинаковые изображения.
Игра развивает внимание, память и способность к классификации:
«Цветные квесты»
Ребенок ищет предметы определенного цвета в комнате. Игра помогает лучше запоминать цвета и развивает концентрацию внимания.
Игры на развитие слухового восприятия:
«Угадай звук»
Включают записи различных звуков (шум дождя, лай собаки, звуки леса). Ребенок должен угадать, что это за звук. Развивает слуховую память и внимание.
«Музыкальные ступеньки»
Воспитатель играет разные ноты, а дети должны двигаться в соответствии с высотой звука (низкие ноты – приседать, высокие – вставать на носочки). Помогает развивать слуховое восприятие и координацию движений.
Игры на развитие обонятельного восприятия:
«Ароматы природы».
Детям предлагают понюхать разные баночки с натуральными запахами (лимон, лаванда, ваниль, корица). Они должны определить, что это за запах. Развивает обонятельную память и обогащает сенсорный опыт.
«Запахи в картинках».
Используются картинки с изображениями фруктов, цветов, специй, рядом располагаются соответствующие ароматы. Дети соотносят запахи с изображениями. Способствует формированию ассоциаций и расширяет познавательный опыт.
Для эффективного сенсорного воспитания важно создать благоприятную среду:
Использование мягких модулей, сенсорных дорожек, игровых зон с различными материалами.
Оснащение помещения предметами разных фактур, форм и цветов.
Обеспечение комфортного и безопасного пространства для детей с ОВЗ.
В заключение можно отметить, что сенсорное воспитание дошкольников является важным этапом в развитии их познавательной деятельности, социальной адаптации и самостоятельности. Дидактические игры и упражнения помогают сделать процесс обучения интересным и доступным для детей с разными возможностями. Использование разнообразных методик, индивидуальный подход и создание развивающей среды способствуют гармоничному развитию каждого ребенка и помогают ему лучше воспринимать окружающий мир.
Список литературы
Водарацкова
А. Г. Применение методов визуальной поддержки как средство социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжёлыми и множественными нарушениями развития / А. Г.
Водарацкова
. —
Текст :
непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). —
Казань :
Молодой ученый, 2023. — С. 68-74. — URL:
https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18124/
Субботина Е. И.,
Абкович
А. Я. Сенсорное воспитание детей со сложными нарушениями развития // Специальное образование.
2019. №1 (53). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sensornoe-vospitanie-detey-so-slozhnymi-narusheniyami-razvitiya
Толкачева А. В.,
Белогай
К. Н. Особенности сенсомоторных и перцептивных процессов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. №3 (23). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sensomotornyh-i-pertseptivnyh-protsessov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi