Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников | Соибназарова Махин Мамадеровна. Работа №360347

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Сенсорное воспитание играет ключевую роль в развитии дошкольников, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста. Описываются методики и принципы их использования в реабилитационном центре. Особое внимание уделено созданию благоприятной развивающей среды и адаптации заданий с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, дидактические игры, дошкольники, дети с ОВЗ, развитие ощущений, реабилитация.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Соибназарова Махин Мамадеровна, воспитатель

ГБУСО КО «Центр «Детство», г. Калининград

 

Аннотация. Сенсорное воспитание играет ключевую роль в развитии дошкольников, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста. Описываются методики и принципы их использования в реабилитационном центре. Особое внимание уделено созданию благоприятной развивающей среды и адаптации заданий с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, дидактические игры, дошкольники, дети с ОВЗ, развитие ощущений, реабилитация.

 

Сенсорное развитие – один из важнейших аспектов в процессе формирования личности ребенка. Оно влияет на познавательную деятельность, коммуникацию и адаптацию в окружающем мире. В особой степени это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдаются трудности в восприятии и обработке сенсорной информации. Дидактические игры и упражнения способствуют развитию тактильных, зрительных, слуховых и обонятельных ощущений, помогают формировать пространственное восприятие, координацию движений и эмоциональную устойчивость.

Сенсорное воспитание предполагает целенаправленное развитие сенсорных систем ребенка: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой.

 

Благодаря разнообразным играм дети учатся распознавать цвета, формы, текстуры, запахи, звуки. Это позволяет формировать у них целостную картину окружающего мира и улучшает их когнитивные способности.

Для успешного развития сенсорных навыков важно учитывать следующие принципы:

Индивидуальный подход – адаптация игр и упражнений под возможности и потребности каждого ребенка.

Поэтапное усложнение – постепенное увеличение сложности заданий.

Многоканальное восприятие – вовлечение нескольких анализаторов (например, тактильного и зрительного) для лучшего усвоения информации.

Игровая мотивация – обучение через игру, что делает процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Рассмотрим несколько эффективных дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в сенсорном воспитании дошкольников.

Игры на развитие тактильного восприятия:

«Волшебный мешочек»

В мешочек кладут различные предметы с разной текстурой (мячик, кусочек меха, пластмассовую фигурку и т. д.). Ребенок на ощупь должен определить, что это за предмет. Развивает тактильную чувствительность и воображение.

«Чудесные ладошки»

Детям предлагают нарисовать ладошками на песке, крупе или манке.

Игра способствует развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Игры на развитие зрительного восприятия:

«Найди пару»

Используются карточки с изображением различных предметов, животных, растений.

 

Ребенку нужно найти и соединить в пары одинаковые изображения.

Игра развивает внимание, память и способность к классификации:

«Цветные квесты»

Ребенок ищет предметы определенного цвета в комнате. Игра помогает лучше запоминать цвета и развивает концентрацию внимания.

Игры на развитие слухового восприятия:

«Угадай звук»

Включают записи различных звуков (шум дождя, лай собаки, звуки леса). Ребенок должен угадать, что это за звук. Развивает слуховую память и внимание.

«Музыкальные ступеньки»

Воспитатель играет разные ноты, а дети должны двигаться в соответствии с высотой звука (низкие ноты – приседать, высокие – вставать на носочки). Помогает развивать слуховое восприятие и координацию движений.

Игры на развитие обонятельного восприятия:

«Ароматы природы».

Детям предлагают понюхать разные баночки с натуральными запахами (лимон, лаванда, ваниль, корица). Они должны определить, что это за запах. Развивает обонятельную память и обогащает сенсорный опыт.

«Запахи в картинках».

Используются картинки с изображениями фруктов, цветов, специй, рядом располагаются соответствующие ароматы. Дети соотносят запахи с изображениями. Способствует формированию ассоциаций и расширяет познавательный опыт.

Для эффективного сенсорного воспитания важно создать благоприятную среду:

Использование мягких модулей, сенсорных дорожек, игровых зон с различными материалами.

Оснащение помещения предметами разных фактур, форм и цветов.

Обеспечение комфортного и безопасного пространства для детей с ОВЗ.

В заключение можно отметить, что сенсорное воспитание дошкольников является важным этапом в развитии их познавательной деятельности, социальной адаптации и самостоятельности. Дидактические игры и упражнения помогают сделать процесс обучения интересным и доступным для детей с разными возможностями. Использование разнообразных методик, индивидуальный подход и создание развивающей среды способствуют гармоничному развитию каждого ребенка и помогают ему лучше воспринимать окружающий мир.

 

Список литературы

Водарацкова

А. Г. Применение методов визуальной поддержки как средство социализации обучающихся с расстройством аутистического спектра, тяжёлыми и множественными нарушениями развития / А. Г.

Водарацкова

. —

Текст :

непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). —

Казань :

Молодой ученый, 2023. — С. 68-74. — URL:

https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18124/

Субботина Е. И.,

Абкович

А. Я. Сенсорное воспитание детей со сложными нарушениями развития // Специальное образование.

2019. №1 (53). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sensornoe-vospitanie-detey-so-slozhnymi-narusheniyami-razvitiya

Толкачева А. В.,

Белогай

К. Н. Особенности сенсомоторных и перцептивных процессов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. №3 (23). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sensomotornyh-i-pertseptivnyh-protsessov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×