Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников». Автор: Бабенккова Анна Николаевна

Автор: Бабенккова Анна Николаевна
В последнее время резко вырос интерес к зкологии и зкологическому воспитанию. Зкологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.


Автор: Бабенккова Анна Николаевна
Дидактические игры
как средство экологического воспитания дошкольников
воспитатель Бабенкова А.Н.
школа- детский сад № 42
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение смотреть и видеть, слушать и слышать не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
​(развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
​(доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
​(ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
​(в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
​(экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
​(позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения – говорил К.Д. Ушинский.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.
Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе провожу игры – путешествия: Путешествие на луг, Прогулка в зимний лес, В подводном царстве и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Дидактические игры природоведческого содержания с детьми дошкольного возраста по теме Животные:
Словесная игра Концовки
Если жираф выше тигра, значит, тигр....
Если слон тяжелее зебры, значит, зебра....
Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица....
Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха....
Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха....
Словесная игра Кто больше?
Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: А кто больше этого животного?. Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: А кто больше?. Повторять названия животных нельзя.
Словесная игра Родственники
Елка - родственница ежа, потому что....
Клубок - родственник ежа, потому что....
Медведь - родственник ежа, потому что...
Енот - родственник ежа, потому что....
Дидактическая игра Без чего не может быть?
У ребенка картинка с изображением животного и набор картинок, из которых он должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может существовать.
Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин.
Лошадь - грива, овес, сбруя, конюшня.
Корова - молоко, вымя, трава, ведро.
Кошка - мышка, мясо, когти, блюдце, молоко.
Коза - мясо, дом, рога, веревка.
Дидактическая игра Мой дом
У ребенка большие карточки с изображением леса и деревенского домика с огородом и конверт с набором изображений диких и домашних животных. Ребенок должен разместить их по своим местам, объясняя свои действия.
Дидактическая игра Дома зверей
Для игры нужны изображения шести зверей (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь), разных по величине. Сами рисунки должны быть одинакового размера. Шесть домиков - квадраты со стороной 17, 15, 13, 11, 9, 7 см. Разложите дома - от большого к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. После этого скажите: Звери пошли гулять. (Перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону?) На прогулке зайчик вспомнил, что забыл дома морковку. Помогите зайчику найти свой дом. Так могут возвращаться домой разные животные.
Словесная игра Отвечайте, правда ли?
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?
Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес.
Отвечайте, правда ли?
Лапой хвать, зубами щелк.
Хищник - тигр и хищник - волк.
Отвечайте, правда ли?
Ночью, в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?
Хитрые вопросы
Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше (Пойдет восьмой.)
По чему конь скачет? (По дороге.)
У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось у Микки? (У собачки не могут родиться котята?)
Что едят крокодил на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на Северном полюсе?)
Какого цвета волосы у колобка? (У колобка нет волос?)
Кто громче мычит: петух или корова? (Петух не мычит?)
Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает?)
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (теленком).
А кудрявый баран –
Маленьким... (ягненком).
Этот важный кот Пушок —
Маленьким... (котенком).
А отважный петушок –
Крохотным... (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают…( утки).
Специально для ребят -тех, кто любит шутки.
Перепутаница
Погляди-ка, у зайчонка
Меду полных два бочонка.
А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке.
А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка.
А у Пети-петушка
Травки целых три мешка.
У мохнатых медвежат,
В миске зернышки лежат.
А у Журы - журавля
Три тарелки киселя,
А у Маши в кружке.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×