Дидактические игры по экологии

Автор: Яковлева Валентина Андреевна

 

            Дидактические игры по экологии

 

 автор: Яковлева Валентина Андреевна

 

Дид/игра «Парные картинки»

 

Цель игры: Закреплять знание домашних животных, умение их различать и называть.

 

Игровое действие: Найти картинку с нужным животным, сравнивая её со своей картинкой, полученной от воспитателя.

 

Оборудование: Набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца).

 

Ход игры:

 

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных. «Животные потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих животных. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть животное.

 

Картинки собираются, игра начинается заново.

 

 

 

Дид/игра «Чудесный мешочек»

 

Цель игры: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

 

Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.

 

Правила: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

 

Оборудование: Небольшой мешочек (непрозрачный); яблоко, груша, банан, апельсин, огурец, помидор.

 

Ход игры:

 

Воспитатель опускает в мешочек яблоко, грушу, банан, апельсин, помидор, огурец и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не заглядывая в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я назову». По очереди задание выполняют все дети.

 

В конце игры воспитатель моет фрукты и овощи и угощает ими детей, побуждая называть, что они едят.

 

 

 

Дид/игра «Найди свой дом»

 

 

 

 

 

Цель игры: Найти целый предмет по части.

 

Игровое действие: Поиск «домика» по определённому признаку.

 

Правила: Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

 

Оборудование: На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна); макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные).

 

Ход игры:

 

Дети – «зайчата». Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом».

 

 

 

Дид/игра «Найди, кого назову»

 

 

 

Цель игры: Найти предмет по слову-названию.

 

Игровое действие: Искать детёнышей животных по слову-названию.

 

Оборудование: Набор игрушек или картинок с детёнышами домашних животных (цыплёнок, козлёнок, телёнок, щенок, котёнок, жеребёнок, утёнок).

 

Ход игры:

 

Воспитатель предлагает ребёнку найти телёнка. Ребёнок подходит к столу, находит картинку или игрушку телёнка и показывает всем детям и воспитателю. Воспитатель побуждает детей назвать детёныша (Кто это?). Вызывается другой ребёнок и игра продолжается.

 

 

 

Дид/игра «Парные картинки»

 

Цель игры: Закреплять знание насекомых, умение их различать и называть.

 

Игровое действие: Найти картинку с нужным насекомым, сравнивая её со своей картинкой, полученной от воспитателя.

 

Оборудование: Набор парных картинок с изображением насекомых (кузнечик, божья коровка, бабочка, муха, комар, шмель).

 

Ход игры:

 

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением насекомого. «Насекомых потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих насекомых. Дети находят пару своему насекомому. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть насекомое.

 

Картинки собираются, игра начинается заново.

 

 

 

 

 

Дид/игра «Отгадай, кто это?»

 

Цель игры: Найти животное по описанию.

 

Игровое действие: Поиск дикого животного.

 

Правило: Показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

 

Оборудование: На доске или мольберте расставлены  дикие животные (лиса, волк, медведь, белка, ёж, заяц).

 

Ход игры:

 

Воспитатель рассказывает о каком-нибудь диком животном, описывает его характерные особенности и повадки, а затем предлагает ребёнку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных, находящихся на доске.

 

 

 

Дид/игра «Найди, о чём расскажу»

 

Цель игры: Найти цветок по перечисленным признакам.

 

Игровое действие: Угадывание цветка по описанию.

 

Правила: Называть указанные цветы можно только по просьбе воспитателя.

 

Оборудование: Картинки  с изображениями цветов (подснежник, колокольчик, мать-и-мачеха, ромашка, одуванчик, роза, подсолнух).

 

Ход игры:

 

Воспитатель подробно описывает одно из цветов, в какое время года. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи, а потом назови то, о чём я рассказала». Если ребёнок справился с заданием, воспитатель описывает другой цветок, а задание выполняет уже другой ребёнок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают цветок по описанию.

 

 

 

Дид/игра «Загадай, мы отгадаем»

 

 

 

 

 

Цель игры: Описать предметы и найти их по описанию.

 

Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о комнатных растениях.

 

Правила: Описывать растение нужно, не называя его.

 

Ход игры:

 

Один ребёнок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно выслушав детей, водящий должен назвать и показать растение.

 

Второй вариант: Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

 

 

 

 

 

 

 

Дид/игра «Угадай, что съел»                                 

 

 

 

Цель игры: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

 

Игровое действие: Угадывание на вкус.

 

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

 

Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу (яблоко, груша, морковь, огурец, банан, апельсин, помидор). Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе перед детьми разложены такие же овощи и фрукты для контроля и сравнения.

 

Ход игры:

 

Приготовив овощи и фрукты (разрезав их на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза, затем говорит: «Хорошо жуй, а теперь скажи, что ты съел, найди такой же на столе».

 

После того, как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.

 

 

 

Дид/игра «Найди пару»

 

 

 

Цель игры: Найти предмет по сходству.

 

Игровое действие: Поиски похожего предмета.

 

Правила: Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

 

Оборудование: Листья с 3 – 4 деревьев в соответствии с количеством детей.

 

Ход игры:

 

Воспитатель раздаёт детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.

 

 

 

 

 

 

 

Дид/игра «Парные картинки»

 

 

 

Цель игры: Закреплять знание животных и их детёнышей, умение их называть.

 

Игровое действие: Найти картинку с нужным животным, сравнивая её со своей картинкой, полученной от воспитателя.

 

Оборудование: Набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца) и их детёнышей.

 

Ход игры:

 

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением детёнышей домашних животных. « Детёныши потерялись и просят вас найти их мам». На столах разложены  взрослые  животные. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кто у них на картинке и кого они нашли, побуждая их называть животное и его детёныша.

 

Картинки собираются, игра начинается заново.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дид/игра «Загадай, мы отгадаем»

 

Цель игры: Описать предметы и найти их по описанию.

 

Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о комнатных растениях.

 

Правила: Описывать растение нужно, не называя его.

 

Ход игры:

 

Один ребёнок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно выслушав детей, водящий должен назвать и показать растение.

 

Второй вариант: Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x