Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Дидактический материал по теории литературы в 5 классе | Зеленская Надежда Александровна. Работа №359561

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Литература» разработаны для учащихся 5 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, предназначены для контроля и оценки образовательных достижений учащихся по теории литературы.

Актуальность данных материалов заключается в том, что они помогут учителям русского языка и литературы, работающим в 5-х классах, проверить и оценить уровень знаний по теории литературы; материалы могут использоваться для подготовки к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации по литературе.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Степана Михайловича Жолоба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Контрольно-измерительные материалы

«Теория литературы»

по учебному предмету «Литература»

для 5-х классов

 

 

 

 

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 имени С.М. Жолоба

Зеленская Надежда Александровна

 

 

 

 

 

м.о. г.-кнапа 2024

 

 

 

 

 

От составителя

 

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Литература» разработаны для учащихся 5 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, предназначены для контроля и оценки образовательных достижений учащихся по теории литературы.

Актуальность данных материалов заключается в том, что они помогут учителям русского языка и литературы, работающим в 5-х классах, проверить и оценить уровень знаний по теории литературы; материалы могут использоваться для подготовки к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации по литературе.

В сборнике представлены тестовые и текстовые задания, направленные на отработку и проверку уровня владения терминологией и средствами художественной выразительности, умения их распознавать. К ним прилагаются рекомендации по работе и оценке. Это позволяет обеспечить простоту проверки и помогает выявить пробелы в знаниях учащихся.

Учащимся дается два варианта по 10 заданий, в которых проверяются знания по теории литературы. В заданиях 1, 2, 3, 7, 8, 9 несколько правильных вариантов ответов – за каждое верно найденное соответствие начисляется один балл: за задания 1, 2, 7, 8 – до 3 баллов, за задания 3 и 9 – до 5 баллов. В заданиях 4, 5, 6, 10 один верный вариант – за правильный ответ учащийся может получить 1 балл.

Работа рассчитана на 20-30 минут.

Рекомендуемая шкала оценивания:

оценка «5» выставляется, если учащийся набирает 26-28 баллов;

оценка «4» - 25-20 баллов;

оценка «3» - 19-15 баллов;

оценка «2» - 14 и менее правильных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

Теория литературы

1 вариант

Укажите, какие из приведенных понятий не являются родами литературы.

а) эпос;

б) басня;

в) повесть;

г) лирика;

д) драма;

е) рассказ.

Укажите все отличия литературной сказки

от

народной:

а) вариативность;

б) наличие конкретного автора;

в) создаётся в письменной форме;

г) автор – народ;

д) устная форма передачи;

е) время создания определить можно.

Соотнесите названия малых жанров УНТ из левой колонки с примерами из правой колонки:

Потешка

а) Будешь много знать – скоро состаришься.

Загадка

б) Как по саду-огороду

Любит козочка гулять.

После этого похода

Урожая не собрать!

Скороговорка

в) У кошки боли́, 

У собаки боли́,

У лошадки боли́,

А у Ванюшки не боли́.

Пословица

г) Зимой – звезда, весной – вода.

Частушка

д) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

 

Укажите вариант ответа, где указаны эпические литературные жанры.

а) сказка, басня, поэма;

б) рассказ, повесть, роман;

в) стихотворение, сказание, миф.

 

Героем произведения называют:

а) участника тех или иных событий;

б) мужественного человека, способного совершить подвиг;

в) действующее лицо, персонаж.

Что такое рифма?

а) чередование ударных и безударных слогов;

б) созвучие окончаний стихотворных строк;

в) повторение одинаковых слов в конце стихотворной строки.

Определите способ рифмовки.

а) У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом…

_________________________________

б) В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой

________________________________

в) И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

_________________________________

Соотнесите понятия:

а) эпитет

1) Скрытое сравнение

б) метафора

2) Красочное, образное определение

в) олицетворение

3) Перенесение свойств живых существ на неживые предметы

Соотнесите тропы:

а) сравнение

1) Ель рукавом мне тропинку завесила.

б) гипербола

2) Гуляют тучи золотые/ Над отдыхающей землей…

в) олицетворение

3) Воздух там чист, как молитва ребенка.

г) эпитет

4) Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дровосеков с топорами…

д) метафора

5) Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком…

 

Укажи верное определение понятия ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ

а) образное определение;

б) постоянно встречающиеся в сказках речевые обороты;

в) эпитет, часто встречающийся в поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое.

 

Теория литературы

2 вариант

Укажите, как

ие из приведенных понятий

являются

названиями

род

ов

литературы.

а) эпос;

б) басня;

в) повесть;

г) лирика;

д) драма;

е) рассказ.

Укажите отличительные черты произведений устного народного творчества

:

а) вариативность;

б) наличие конкретного автора;

в) создаётся в письменной форме;

г) автор – народ;

д) устная форма передачи;

е) время создания определить нельзя.

Соотнесите названия малых жанров УНТ из левой колонки с примерами из правой колонки:

Закличка

а) Баю-баюшки-баю, ушел отец за рыбою

Мать ушла пелёнки мыть дедушка – дрова рубить…

Небылица

б) Баба сеяла горох,

Уродился он неплох,

Уродился он густой.

Мы помчимся –

Ты постой!

По

говорка

в) Мой друг Ермошка 

Ехал на гармошке,

Поскакал немножко -

Пересел на ложку.

Колыбельная

г) Два сапога пара.

Считалка

д) Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи,

Зря в окошко не стучи.

 

Укажите вариант ответа, где указаны эпические литературные жанры.

а) сказка, легенда, рассказ;

б) поэма, повесть, роман;

в) стихотворение, басня, миф.

Укажите ряд, в котором верно перечислены виды сказок:

а) солдатские, волшебные, бытовые;

б) волшебные, о животных, бытовые;

в) авторские, волшебные, о животных.

Что такое мораль

?

а) основная мысль басни;

б) реплики героев басни, в которых автор даёт наставления читателю;

в) начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Определите способ рифмовки.

а) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

______________________________

б) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

________________________________

в) Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь.

_______________________________________

Соотнесите понятия:

а) антитеза

1) сопоставление предметов или явлений

б) сравнение

2) изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет

в) аллегория

3) художественное противопоставление

Соотнесите тропы:

а) эпитет

1) То, как зверь, она завоет,/ То заплачет, как дитя.

б) сравнение

2) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

в) олицетворение

3) …так сокрушительно действовал косой, что хоть молодой березовый лесок смахивать с корней долой.

г) метафора

4) А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса

д) гипербола

5) Дремотой розовой объята/ Трава некошеной межи.

Укажи верное определение понятия

ПРОТОТИП:

а) образец, модель какого-либо продукта;

б) конкретный человек, послуживший основой для образа в литературе;

в) постоянно встречающийся в литературе типаж главного героя.

Теория литературы

Ответы

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В - I

б

б

1) в

2) г

3) д

4) а

5) б

 

б

в

б

а) перекрёстная

б) парная

в) опоясывающая

а)2

б)1

в)3

а)3

б)4

в)5

г)2

д)1

в

В - II

а

а,д,е

1) д

2) в

3) г

4) а

5) б

 

а

б

в

а) перекрёстная

б) парная

в) опоясывающая

а)3

б)1

в)2

а)5

б)1

в)2

г)4

д)3

б

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×