Дидактический материал по теории литературы в 5 классе | Зеленская Надежда Александровна. Работа №359561
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Литература» разработаны для учащихся 5 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, предназначены для контроля и оценки образовательных достижений учащихся по теории литературы.
Актуальность данных материалов заключается в том, что они помогут учителям русского языка и литературы, работающим в 5-х классах, проверить и оценить уровень знаний по теории литературы; материалы могут использоваться для подготовки к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации по литературе.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Степана Михайловича Жолоба
Методическая разработка
Контрольно-измерительные материалы
«Теория литературы»
по учебному предмету «Литература»
для 5-х классов
Составитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 имени С.М. Жолоба
Зеленская Надежда Александровна
м.о. г.-к.Анапа 2024
От составителя
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Литература» разработаны для учащихся 5 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, предназначены для контроля и оценки образовательных достижений учащихся по теории литературы.
Актуальность данных материалов заключается в том, что они помогут учителям русского языка и литературы, работающим в 5-х классах, проверить и оценить уровень знаний по теории литературы; материалы могут использоваться для подготовки к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации по литературе.
В сборнике представлены тестовые и текстовые задания, направленные на отработку и проверку уровня владения терминологией и средствами художественной выразительности, умения их распознавать. К ним прилагаются рекомендации по работе и оценке. Это позволяет обеспечить простоту проверки и помогает выявить пробелы в знаниях учащихся.
Учащимся дается два варианта по 10 заданий, в которых проверяются знания по теории литературы. В заданиях 1, 2, 3, 7, 8, 9 несколько правильных вариантов ответов – за каждое верно найденное соответствие начисляется один балл: за задания 1, 2, 7, 8 – до 3 баллов, за задания 3 и 9 – до 5 баллов. В заданиях 4, 5, 6, 10 один верный вариант – за правильный ответ учащийся может получить 1 балл.
Работа рассчитана на 20-30 минут.
Рекомендуемая шкала оценивания:
оценка «5» выставляется, если учащийся набирает 26-28 баллов;
оценка «4» - 25-20 баллов;
оценка «3» - 19-15 баллов;
оценка «2» - 14 и менее правильных ответов.
Теория литературы
1 вариант
Укажите, какие из приведенных понятий не являются родами литературы.
а) эпос;
б) басня;
в) повесть;
г) лирика;
д) драма;
е) рассказ.
Укажите все отличия литературной сказки
от
народной:
а) вариативность;
б) наличие конкретного автора;
в) создаётся в письменной форме;
г) автор – народ;
д) устная форма передачи;
е) время создания определить можно.
Соотнесите названия малых жанров УНТ из левой колонки с примерами из правой колонки:
Потешка
а) Будешь много знать – скоро состаришься.
Загадка
б) Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
Скороговорка
в) У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.
Пословица
г) Зимой – звезда, весной – вода.
Частушка
д) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Укажите вариант ответа, где указаны эпические литературные жанры.
а) сказка, басня, поэма;
б) рассказ, повесть, роман;
в) стихотворение, сказание, миф.
Героем произведения называют:
а) участника тех или иных событий;
б) мужественного человека, способного совершить подвиг;
в) действующее лицо, персонаж.
Что такое рифма?
а) чередование ударных и безударных слогов;
б) созвучие окончаний стихотворных строк;
в) повторение одинаковых слов в конце стихотворной строки.
Определите способ рифмовки.
а) У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…
_________________________________
б) В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
________________________________
в) И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
_________________________________
Соотнесите понятия:
а) эпитет
1) Скрытое сравнение
б) метафора
2) Красочное, образное определение
в) олицетворение
3) Перенесение свойств живых существ на неживые предметы
Соотнесите тропы:
а) сравнение
1) Ель рукавом мне тропинку завесила.
б) гипербола
2) Гуляют тучи золотые/ Над отдыхающей землей…
в) олицетворение
3) Воздух там чист, как молитва ребенка.
г) эпитет
4) Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дровосеков с топорами…
д) метафора
5) Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком…
Укажи верное определение понятия ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ
а) образное определение;
б) постоянно встречающиеся в сказках речевые обороты;
в) эпитет, часто встречающийся в поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое.
Теория литературы
2 вариант
Укажите, как
ие из приведенных понятий
являются
названиями
род
ов
литературы.
а) эпос;
б) басня;
в) повесть;
г) лирика;
д) драма;
е) рассказ.
Укажите отличительные черты произведений устного народного творчества
:
а) вариативность;
б) наличие конкретного автора;
в) создаётся в письменной форме;
г) автор – народ;
д) устная форма передачи;
е) время создания определить нельзя.
Соотнесите названия малых жанров УНТ из левой колонки с примерами из правой колонки:
Закличка
а) Баю-баюшки-баю, ушел отец за рыбою
Мать ушла пелёнки мыть дедушка – дрова рубить…
Небылица
б) Баба сеяла горох,
Уродился он неплох,
Уродился он густой.
Мы помчимся –
Ты постой!
По
говорка
в) Мой друг Ермошка
Ехал на гармошке,
Поскакал немножко -
Пересел на ложку.
Колыбельная
г) Два сапога пара.
Считалка
д) Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи,
Зря в окошко не стучи.
Укажите вариант ответа, где указаны эпические литературные жанры.
а) сказка, легенда, рассказ;
б) поэма, повесть, роман;
в) стихотворение, басня, миф.
Укажите ряд, в котором верно перечислены виды сказок:
а) солдатские, волшебные, бытовые;
б) волшебные, о животных, бытовые;
в) авторские, волшебные, о животных.
Что такое мораль
?
а) основная мысль басни;
б) реплики героев басни, в которых автор даёт наставления читателю;
в) начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Определите способ рифмовки.
а) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
______________________________
б) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
________________________________
в) Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
_______________________________________
Соотнесите понятия:
а) антитеза
1) сопоставление предметов или явлений
б) сравнение
2) изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет
в) аллегория
3) художественное противопоставление
Соотнесите тропы:
а) эпитет
1) То, как зверь, она завоет,/ То заплачет, как дитя.
б) сравнение
2) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…
в) олицетворение
3) …так сокрушительно действовал косой, что хоть молодой березовый лесок смахивать с корней долой.
г) метафора
4) А уж от неба до земли, / Качаясь, движется завеса…
д) гипербола
5) Дремотой розовой объята/ Трава некошеной межи.
Укажи верное определение понятия
ПРОТОТИП:
а) образец, модель какого-либо продукта;
б) конкретный человек, послуживший основой для образа в литературе;
в) постоянно встречающийся в литературе типаж главного героя.
Теория литературы
Ответы
№ варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В - I
б,в,д
б,в,е
1) в
2) г
3) д
4) а
5) б
б
в
б
а) перекрёстная
б) парная
в) опоясывающая
а)2
б)1
в)3
а)3
б)4
в)5
г)2
д)1
в
В - II
а,г,д
а,г,д,е
1) д
2) в
3) г
4) а
5) б
а
б
в
а) перекрёстная
б) парная
в) опоясывающая
а)3
б)1
в)2
а)5
б)1
в)2
г)4
д)3
б