ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Автор: Букаева Татьяна Ивановна

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Современные технологии в логопедии синквейн.

 

Букаева Татьяна Ивановна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №5 «Сказка» г.Поронайск Сахалинская область

 

         Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

         В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике  для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и  объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.

 

          Именно через современные технологии в логопедии, дидактический синквейн помогает:

- оптимизировать работу учителя – логопеда;

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

- не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- уточняет содержание понятий;

- является диагностическим инструментом;

- даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

         Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит и адаптироваться в социуме. На своих занятиях решили использовать дидактический синквейн. Синквейн переводится с французского как «пять строк»:

1. первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2. вторая строка – два слова, прилагательные;

3. третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4. четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5. пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

         Известно, что  у дошкольников   с общим недоразвитием речи  страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Сказка» г. Поронайска подтверждает данные. У детей низкий уровень сформированности словаря. Дети плохо запоминают лексическую терминологию. Неверное употребление предложных конструкций, неадекватно её используют. Низкий уровень сформированности связного высказывания. Не могут грамматически правильно оформить предложение. Не умеют составлять рассказы по картинкам. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Зайчик. Ушки. Бегать. Боится мишку».

        Цель дидактического синквейна –  совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

         Использование дидактического синквейна позволяет  в непосредственно образовательной деятельности с детьми  решить следующие задачи:

- расширять и актуализировать словарный запас;

- развивать лексико-грамматические категории;

- обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу;

- облегчать процесс усвоения понятий и их содержание;

- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

 

          Коррекционно-образовательная  работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивают и совершенствуют  мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяют мыслить более продуктивно. Инновационность данной методики – создание  условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

          Лексический принцип построения непосредственно  образовательной деятельности играет  важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам, способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

         Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение. Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует  смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.

        Дидактический синквейн –  технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

         В заключение  мы хотим сказать, что технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем:

·         информационной;

·          деятельностной;

·         личностно ориентированной.

 

           Эффективность  нашей работы в данном направлении  подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая использование  современной технологии в логопедии синквейн, мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств.  В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Грамматические конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений, обеспечивается её логическая завершенность.

Таким образом, использование современной технологии «Дидактический синквейн» как средства коррекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

 

Список литературы:

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).

7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x